Главная - Оружейная палата - Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века


Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 3. ювелирное искусство москвы xv века

Рубеж XIV–XV вв. – период активного политического возвышения Москвы – ознаменовался и развитием ювелирного дела. Произведения этого времени, отразившие творческие искания московских златокузнецов, отличаются стилистической неоднородностью. Обращение к древним национальным ценностям, памятникам Северо-Восточной Руси отчины прародителей московской княжеской династии было залогом устойчивости княжеского рода и божественного окровительства возвышающейся Москве. Этим вызвано подражание украшению древних чудотворных икон. Интересны и уникальны корона и венец с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская», а также золотые венцы с оклада иконы «Богоматерь Млекопитательница» которые близки не только древнерусским, но и западноевропейским образцам, что свидетельствует о связях культур Северо-Восточной Руси и Западной Европы.

Определенное сходство с памятниками более раннего времени обнаруживает серебряная икона-складень мастера Лукиана, исключительно редкий в русском средневековом искусстве образец подписного произведения. К памятникам переходного времени, отразившие его трудности и искания, можно отнести оклад иконы «Богоматерь Владимирская», сделанный, скорее всего, для одного из московских списков особо чтимой на Руси византийской иконы XI века. Наряду с архаичными чертами в нем присутствует объемная моделировка фигур, высокое качество чеканки. Интересным произведением XV века является серебряное кадило 1469 года из Николо-Песношского монастыря, сделанное по заказу дмитровского князя Юрия Васильевича. Кадило относится к достаточно редким на русской почве памятникам, в которых сказалось влияние художественных принципов западноевропейского готического искусства.

В XIV веке Москва из небольшого удельного города превращается в столицу самого могущественного княжества Северо-Восточной Руси. Московский Кремль становится не только резиденцией великих князей, которые носят титул «московских и владимирских», но и митрополитов всея Руси. Князь Иван Калита возводит здесь первые белокаменные храмы, и среди них – главный храм и главную святыню Московского княжества - собор Успения Богоматери. В начале XV столетия над украшением храмов трудятся русские и греческие мастера, среди них знаменитые художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Митрополит Фотий привозит с собой из Византии опытных ювелиров, которые создают для этих храмов драгоценное убранство.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

... Где я любил

News image

Здесь самое время, на минуту, оторваться от разглядывания домов, как деталей и попробовать увидеть общую перспективу Гранатного, который вот уже нев...

Варварка, Ильинка, Никольская улицы

News image

25 мая 2006 года Москву как туристический объект мы стали воспринимать не так давно: пресытившись в некотором роде европейским культурными ценнос...

Архангельский собор Стенопись

News image

Впервые стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время польско-шведского р...

Истории музеев:

Время грандиозного строительства Кремля (II половина XV-нача

Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попы...

Государственный музей декоративного искусства Оружейная пал

В июле 1922 года утверждается новое Положение о музее и его новое название - Государственный музей декоративного искусства “Оружейная палата”. В муз...

Авторизация



Погода