Главная - Оружейная палата - Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века

Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 3. ювелирное искусство москвы xv века

Рубеж XIV–XV вв. – период активного политического возвышения Москвы – ознаменовался и развитием ювелирного дела. Произведения этого времени, отразившие творческие искания московских златокузнецов, отличаются стилистической неоднородностью. Обращение к древним национальным ценностям, памятникам Северо-Восточной Руси отчины прародителей московской княжеской династии было залогом устойчивости княжеского рода и божественного окровительства возвышающейся Москве. Этим вызвано подражание украшению древних чудотворных икон. Интересны и уникальны корона и венец с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская», а также золотые венцы с оклада иконы «Богоматерь Млекопитательница» которые близки не только древнерусским, но и западноевропейским образцам, что свидетельствует о связях культур Северо-Восточной Руси и Западной Европы.

Определенное сходство с памятниками более раннего времени обнаруживает серебряная икона-складень мастера Лукиана, исключительно редкий в русском средневековом искусстве образец подписного произведения. К памятникам переходного времени, отразившие его трудности и искания, можно отнести оклад иконы «Богоматерь Владимирская», сделанный, скорее всего, для одного из московских списков особо чтимой на Руси византийской иконы XI века. Наряду с архаичными чертами в нем присутствует объемная моделировка фигур, высокое качество чеканки. Интересным произведением XV века является серебряное кадило 1469 года из Николо-Песношского монастыря, сделанное по заказу дмитровского князя Юрия Васильевича. Кадило относится к достаточно редким на русской почве памятникам, в которых сказалось влияние художественных принципов западноевропейского готического искусства.

В XIV веке Москва из небольшого удельного города превращается в столицу самого могущественного княжества Северо-Восточной Руси. Московский Кремль становится не только резиденцией великих князей, которые носят титул «московских и владимирских», но и митрополитов всея Руси. Князь Иван Калита возводит здесь первые белокаменные храмы, и среди них – главный храм и главную святыню Московского княжества - собор Успения Богоматери. В начале XV столетия над украшением храмов трудятся русские и греческие мастера, среди них знаменитые художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Митрополит Фотий привозит с собой из Византии опытных ювелиров, которые создают для этих храмов драгоценное убранство.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Мост через Москву-реку

News image

Говоря о Большом Москворецком мосте, то он пересекает Москва-реку совершенно недалеко от Спасской и Беклемишевской башен Кремля. Данное сооружение усп...

Никольская улица. Синодальная типография

News image

Никольская - улица, с которой начинался российский путь просвещения. Здесь было основано первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-лати...

Петровский путевой дворец в Москве

News image

Говоря о Петровском путевом дворце, то это настоящий памятник архитектурного культурного наследия. Данный дворец спроектировал достаточно искусный арх...

Истории музеев:

Объединенный музей декоративного искусства в ведении Наркомп

В июле 1924 года создается Объединенный музей декоративного искусства, в который кроме Оружейной палаты, Памятников Кремля и Дома боярина 17 века, в...

ХVIII век. Зарождение патриотического понятия памятники ста

В эпоху императрицы Елизаветы Петровны ориентация на древние отечественные памятники становится частью государственной идеологической политики. Ее д...

Авторизация