Главная - Оружейная палата - Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века


Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 3. ювелирное искусство москвы xv века

Рубеж XIV–XV вв. – период активного политического возвышения Москвы – ознаменовался и развитием ювелирного дела. Произведения этого времени, отразившие творческие искания московских златокузнецов, отличаются стилистической неоднородностью. Обращение к древним национальным ценностям, памятникам Северо-Восточной Руси отчины прародителей московской княжеской династии было залогом устойчивости княжеского рода и божественного окровительства возвышающейся Москве. Этим вызвано подражание украшению древних чудотворных икон. Интересны и уникальны корона и венец с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская», а также золотые венцы с оклада иконы «Богоматерь Млекопитательница» которые близки не только древнерусским, но и западноевропейским образцам, что свидетельствует о связях культур Северо-Восточной Руси и Западной Европы.

Определенное сходство с памятниками более раннего времени обнаруживает серебряная икона-складень мастера Лукиана, исключительно редкий в русском средневековом искусстве образец подписного произведения. К памятникам переходного времени, отразившие его трудности и искания, можно отнести оклад иконы «Богоматерь Владимирская», сделанный, скорее всего, для одного из московских списков особо чтимой на Руси византийской иконы XI века. Наряду с архаичными чертами в нем присутствует объемная моделировка фигур, высокое качество чеканки. Интересным произведением XV века является серебряное кадило 1469 года из Николо-Песношского монастыря, сделанное по заказу дмитровского князя Юрия Васильевича. Кадило относится к достаточно редким на русской почве памятникам, в которых сказалось влияние художественных принципов западноевропейского готического искусства.

В XIV веке Москва из небольшого удельного города превращается в столицу самого могущественного княжества Северо-Восточной Руси. Московский Кремль становится не только резиденцией великих князей, которые носят титул «московских и владимирских», но и митрополитов всея Руси. Князь Иван Калита возводит здесь первые белокаменные храмы, и среди них – главный храм и главную святыню Московского княжества - собор Успения Богоматери. В начале XV столетия над украшением храмов трудятся русские и греческие мастера, среди них знаменитые художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Митрополит Фотий привозит с собой из Византии опытных ювелиров, которые создают для этих храмов драгоценное убранство.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Туризм. Москва

News image

Самая первая ассоциация с Москвой, так это Кремль и Красная площадь. Кремлевская стена была выстроена из красного кирпича, и окружает она на данн...

Получаем китайскую визу

News image

Подготовьте ваш загранпаспорт. Там обязательно должна присутствовать хотя бы одна чистая страница, она необходима для проставления китайской визы...

Биржевая площадь

News image

В XVI-XVII вв. называлась Ильинским крестцом. Первоначально, уже как площадь, называлась Карунинской – по фамилии купца И.В

Истории музеев:

Московская Оружейная палата в ведении Московского дворцового

В конце 1885 года происходит реорганизация Министерства императорского двора. Упраздняется Московская дворцовая контора, её функции передаются Моско...

Резиденция русских царей и патриархов (XVI век)

В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его пра...

Авторизация



Погода