Модерн +
Путеводитель - Достопримечательности

модерн +

Модерн как стиль в нашей стране появился, развился, а потом пришел в упадок в период примерно с 1898 года (начало постройки особняка Листа) по 1914 (когда началась война). Но именно в это время счастливо совпало несколько факторов:

1. Свободные деньги.

Начало XX века - время бурного экономического роста в России. Это время вывело на первые роли класс промышленников и капиталистов, сменивших стремительно бедневшее и терявшее свое влияние дворянство.

2. Квалифицированные потребители искусства.

В большинстве своем заказчики - Морозовы, Рябушинские и компания - в детстве получили хорошее образование, более того - им были привиты правильные взгляды и система ценностей.

3. Талантливые архитекторы.

4. Новые архитектурные идеи.

Как раз в это время за рубежом активно развивался новый стиль - Ар Нуво - с многочислеными вариациями.

Аналоги модерна за рубежом

В Европе этот стиль появился в начале 1890-х годов. Для разных стран были характерны свои особенности. Можно выделить следующие варианты стиля:

1. Франко-бельгийский (собственно Ар Нуво - в узком смысле этого слова).

2. Венский (Сецессион).

3. Северный.

4. Шотландский

О влиянии этих вариантов стиля на московский модерн мы поговорим на примере конкретных зданий на нашем маршруте.

Идея маршрута

Маршрут соединяет интересные, оригинальные здания в стиле модерн, построенные в начале XX-века. Модерну уже был посвящен (наполовину) один маршрут - XX-й век начинается - но такое значимое явление в жизни Москвы, как модерн, нельзя свести к только Рябушинскому и Метрополю.

Модерн - это, прежде всего особняки, доходные дома, магазины, банки и промышленные предприятия, но в данном случае мы ограничимся в основном особняками.

Кроме модерна, в маршрут в качестве фона включены еще несколько зданий, не подходящих по теме, но, в общем, тоже интересных.

В каждом object of art мы постараемся выделить как и типичные черты и атрибуты стиля, так и его особенности.

Описание маршрута

Точка сбора - памятник Кириллу и Мефодию (южный выход метро Китай-Город). Далее: Солянский проезд, Солянка, Подколокольный переулок, Воронцово поле (особняк Г.В. Бардыгиной), Подсосенский переулок (доходный дом Н.Г. Тарховой), Барашевский переулок, Покровка, Чистопрудный бульвар, Мясницкая улица, Садовая-Спасская (особняк В.С. Казаковой), Садовая-Сухаревская (особняк В.В. Правдиной), Садовая-Самотечная, Большой Каретный переулок, Малый Каретный, Успенский, Дегтярный, Воротниковский, Старопименовский, пересекаем Тверскую (там есть подземный переход), Мамоновский переулок, Трехпрудный (скоропечатня товарищества А.А. Левенсона), Малый Козихинский, Патриаршие пруды, Большой Патриарший, Спиридоновка (особняк А.Ф. Беляева и особняк Рябушинского), пересекаем Большую и Малую Никитскую, Ножовый, Малый Ржевский, пересекаем Хлебный переулок (особняк С.У. Соловьева), Поварская (особняк И.А. Миндовского), Трубниковский, Новый Арбат (есть подземный переход), Композиторская улица, Старопесковский, Арбат, Денежный переулок, Глазовский (особняк О. Листа), Большой Могильцев переулок, Большой Левшинский, Пречистенский (особняки М.Ф. Якунчиковой и К.А. Гутхейль), Пречистенка, Кропоткинский переулок (особняк А.И. Дерожинской), Остоженка, Померанцев переулок (особняк Н.Н. Медынцева), снова Пречистенка (доходный дом Исакова), Соймоновский проезд (доходный дом З.А. Перцовой).

Особняк Г.В. Бардыгиной (Э.Г. Марк). 1911 г., архитектор И.Т. Барютин, ул. Воронцово поле, 6

Дом построен (точнее, переделан) уже на излете популярности стиля, но его черты характерны как раз для раннего московского модерна. Здесь видно большое влияние франко-бельгийского варианта стиля (Ар Нуво), для которого характерно использование и переосмысление мотивов барокко и рококо с их вычурностью, обилием декоративных подробностей, плавными очертаниями многих элементов декора и пышностью. Особенно впечатляют вазы со змеями.

Фоном для пышной лепнины служит гладкая керамическая плитка, которая вообще очень активно применялась (вместе с глазурованным кирпичем) в стиле модерн, что мы увидим на примере не меньше половины зданий в рамках нашего маршрута.

Еще можно добавить, что не совсем естественное деление дома на две части (двухэтажную левую и трехэтажную правую) вызвано тем, что здание перестраивалось из двух более ранних сооружений.

Доходный дом Н.Г. Тарховой (Г.И. Макеева). 1903-1905 гг., архитектор Г.И. Макеев, Подсосенский пер., 18/5

Здание находится в ужасном состоянии. Сносить его пока вроде бы не собираются, но в наше время в таких вопросах уверенности быть не может.

Здание очень своеобразное, и это своеобразие создается совмещением чуть ли не противоречащих друг другу стилистических приемов. Например, вверх по угловому эркеру тянутся огромные грубые стебли с цветами (возможно, это чертополох - одно из любимых архитекторами московского модерна растений), а рядом с ними - изящные стилистически выверенные ограды и дверные проемы балконов. Грубая шершавая поверхность стен - и изящное майоликовое панно с маками (точнее, увы, было изящное майоликовое панно с маками, а сейчас оно выломано).

Этот вариант модерна распространен в Петербурге. Характерные черты - активный силуэт, забавные декоративные детали, а особенно - самые разнообразные эркеры и башни.

Оффтопик: Центросоюз

На Мясницкой улице находится одно очень примечатльное здание, построенное по проекту одного из великих архитекторов XX века - Ле Корбюзье.

Особняк В.С. Казаковой. 1907 г., архитекторы А.А. Остроградский, А.И. Гунст (?), Садовая-Спасская ул., 2

Один из последних особняков модерна, но по стилю он очень близок более ранней постройке - особняку Якунчиковой, который мы еще увидим на нашем маршруте. Акцент здесь делается не только и не столько на внешнем оформлении, сколько на выявлении внутренних объемов: здание можно представить как систему пересекающихся кубов и прямоугольных параллелепипедов, каждый из которых соответветсвует какому-либо помещению. Еще нужно обратить внимание на выразительные металлические детали - кронштейны кровли и ограду балконов - это значимый признак модерна.

Насколько я знаю, это невыразительное серо-зеленое цветовое решение и шахматная раскраска керамики, равно как и глухая ограда вместо решетчатой - не вина архитектора и заказчика. Эти улучшения были сделаны уже в советское время. Керамика, например, изначально была оливково-коричневая.

Оффтопик: Странноприимный дом (ныне институт им. Склифосовского)

Очень впечатляющее здание, недавно отреставрированное.

Полуоффтопик: Доходный дом М.Н. Миансаровой. 1908-1912 г., архитектор С.К. Родионов, Сухаревская пл., 12

Здание безусловно привлекает внимание. Я мимо него хожу каждый день на работу, поэтому, естестсвенно, мне очень хотелось что-нибудь узнать об этом здании, и (главное) чтобы мне научно объяснили его художественную ценность и значение. К сожалению, никакой информации мне не удавалось найти о нем довольно долгое время, поэтому я, немного научившись разбираться в архитектурных стилях, попробовал поставить диагноз сам.

Здание построено в начале XX века в неорусском стиле с явным влиянием модерна.

Небольшое лирическое отступление. Идея продолжения традиций древнерусского стиля в архитектуре стала активно реализовываться во второй половине 19 века. Речь шла не о буквальном повторении средневековых образцов, а скорее о переосмыслении и использовании мотивов. Хронологически сначала возник русско-византийский стиль, в качестве примера которого можно привести храм Христа Спасителя (утрированно - русский храм, увеличенный до византийских масштабов). Это направление активно поддерживалось государством, озабоченным слоганом православие-самодержавие-народность , а равно и предполагаемым захватом Константинополя, бывшей византийской столицы. Направление это несколько ослабело после проигранной Крымской войны и изменения внешней и внутренней политики. Возникла новая модификация псевдорусского стиля, ориентировавшаяся в качестве образца на собор Василия Блаженного. Примером здесь могут служить ГУМ и Исторический музей. К этому же периоду относится и особняк Игумнова на Якиманке, в котором сейчас размещается франзуское посольство. А на рубеже 20-го века возник неорусский стиль, во многом очень близкий к модерну и особенно к северному варианту модерна.

Влияние модерна в доме Миансаровой сказывается прежде всего в общем восприятии - здание выглядит очень стройным, изящным и высоким. Ввидимо, такое впечатление обеспечивается вертикальными цветовыми полосами (светлые пилястры и зеленые промежутки между ними) - если бы полосы были бы вдоль здания, оно бы казалось длинным и низким. Это деление по вертикали на части поддерживается восприятием крыши не как единого целого, а фактически как нескольких крыш, что в целом вызывает у зрителя впечтление, что здание состоит из нескольких узких частей. Харатерно также и разнообразие в оформлении окон. Есть и более мелкие детали - например, широкие трехчастные окна на первом этаже и козырек над входом. Возможно, это новодел, но, вероятно, более или менее повторяющий первоначальный вариант.

На маршруте будет еще один образец схожего стиля - дом Перцовой.

Оффтопик: Сухарева башня

Потрясающее строение, которое находилось на Сухаревской площади. Снесено в сталинское время.

Особняк В.В. Правдиной. 1908 г., архитекторы А. Правдин, А.А. Галецкий (?), Садовая-Сухаревская ул., 5

В 1898 году меценат герцог Эрнст-Людвиг Гессен-Дармштадтский бесплатно предоставил часть своего парка в Дармштадте и денежную поддержку для того, чтобы ведущие архитекторы могли реализовать свои творческие замыслы - без влияния заказчиков. После завершения строительства архитекторы могли продать здания горожанам Дармштадта.

Одним из откликнувших на предложение герцога был Йозеф Ольбрих, один из самых ярких представителей венского варианта модерна - Сецессиона . Он стал архитектором главного здания Дармштадтской колонии архитекторов и художников - дома Эрнста-Людвига , который был построен на средства герцога и потом подарен колонии. Наиболее запоминающейся чертой этого здания были очертания монументального входа, похожие на греческую заглавную букву омега . Такое решение вообще было характерно для Ольбриха (в основном он строил в Вене), но в первую очередь связывается именно с домом Эрнста-Людвига , получившим международную известность.

В числе приглашенных был и художник Ханс Кристиансен. Вместе с архитектором Ольбрихом он участвовал в создании и оформлении многих домов в Дармштадтской колонии. Повторяющимся мотивом у Кристиансена было стилизованное изображение розы.

Эти две черты - вход Ольбриха и розы Кристиансена - и унаследованы в особняке Правдиной.

Скоропечатня товарищества А.А. Левенсон. 1900 г., архитектор Ф.О. Шехтель, Трехпрудный пер., 9

Проект этого здания был утвержден в феврале 1900-го года, а в апреле-ноябре этого же года проходила Всемирная выставка в Париже, которую Шехтель посетил и где проникся идеями модерна. Поэтому, вернувшись в Москву, Шехтель оформил интерьеры уже согласно новым канонам модерна, в переделке же внешнего облика здения его возможности по понятным причинам были ограничены. Поэтому изменения коснулись деталей. Например, расстекловки окон второго и третьего этажей - на втором этаже окна характерной для модерна трехчастной формы с плавным изгибом посередине и с верхней частью из маленьких прямоугольников (как и у окон шехтелевского же театра МХТ в Камергерском переулке). Появились цветы чертополоха - тема, характерная для московского модерна, взятая от французских образцов Ар Нуво.

Интересно, что при общей асимметрии здания оно выглядит симметричным, если смотреть со стороны Мамоновского переулка.

Особняк А.Ф. Беляева. 1902-1904 гг., архитектор И.И. Бони, ул. Спиридоновка, 11

Здание строилось как подражание (можно сказать мягче - стилистическая пара) особняку Рябушинского, находящемуся от него буквально в двух шагах. Но здесь все скромнее и экономнее, и черт собственно модерна здесь меньше. Например, отсутсвуют дорогостоящие майолики и мозаики. Рисунок ограды намного проще. Атрибутами модерна являются кремовая облицовочная плитка, контрастирующая с оштукатуренными поверхностями, расстекловка окон. Интересно выполнены крупные пузатые столбы - вместе с крыльцом a la Рябушинский они придают зданию большую монументальность.

Особняк С.П. Рябушинского. 1900-1903 гг., архитектор Ф.О. Шехтель, мозаичист В.А. Фролов, Малая Никитская ул., 6

Возможно, самый значимый памятник модерна в нашей стране. Почему это так? Ответить не очень просто. В общем, в облике здания нет каких-то особенных откровений и открытий, нигде более не встречающихся. Но само здание наполнено внутренней гармонией, продуманностью и уместностью деталей. Именно такие произведения искусства не теряют своей значимости при изменении моды на стиль.

Знакомые нам черты модерна - светлая керамическая плитка, решетка ограды и балконов (основной мотив - спираль), массивные, но при этом текучие формы крыльца и балконов, уникальность рисунка каждого окна. Но вместо более типичной майолики здесь используется мозаика. Тема мозаики - экзотические цветы (орхидеи) - тоже типична для модерна.

Особняк С.У. Соловьева. 1901-1902 гг., архитектор С.У. Соловьев, художник М.В. Якунчикова, Хлебный переулок, 18/8

Этот особняк напоминает средневековый западноевропейский дом. Но многие элементы дизайна (на мой взгляд) недостаточно поддерживают это восприятие и связанные с ним ассоциации (или, наоборот, недостаточно контрастируют с ним). Здесь (опять же, лично мое мнение) много интересных деталей, но эти детали не связаны или недостаточно связаны общей идеей (переключившись на старую тему - а вот у Рябушинского связаны. Если там изменить или переместить любую деталь, сразу будет видна дисгармония. А здесь - нет).

Зато сами по себе детали оформления очень интересны. Например, майоликовое панно на античную тему (в простенке между окнами второго этажа). Металличесике кронштейны, поддерживающие крышу слева. Рельефная плитка ниже главного окна. Должны быть еще каменные лев и сова с птенцами, если их еще не выломали.

Особняк И.А. Миндовского. 1903 г., архитектор Л.Н. Кекушев, Поварская ул., 44

Как и многие другие здания на нашем маршруте, особняк Миндовского - детище Московского торгово-строительного акционерного общества, строившего особняки для последующей продажи. При явной ассиметрии здание великолепно смотрится с любой точки при всей разнообразности эркеров, веранд и окон.

Раньше высокий фронтон бокового фасада дополнялся статуей, расположенной на крыше над центральным окном. Но увы, сейчас ее нет.

Кроме многих уже запомнившихся эелементов модерна - например, рисунка оконных рам - нужно обратить внимание еще и на крышу - ее плавность, закругленность и в целом нетривиальную форму. Крыша дома Исакова (тоже архитектора Кекушева) очень на нее похожа - такой же выступающий козырек и изгибы.

Особняк О. Листа (Н.К. Кусевицкого). 1898-1899 гг., архитектор Л.Н. Кекушев, Глазовский пер., 8

Это первый московский особняк в стиле модерн (хотя, насколько я понимаю, отдельные черты нового стиля проявляются и в более ранних зданиях). Но здесь характерных черт модерна очень много - это и яркая пестрая керамическая плитка, контрастирующая со светлым однотонным обрамлением окон, и кронштейны, и индивидуальный рисунок рам каждого го окна, и мозаичное панно на подводную тематику (кстати, автор этого панно - Вильям Валькот, автор особняков Якунчиковой и Гутхейль). Но есть и черты других стилей. Например, подвальный этаж близок к романскому стилю - имитация тяжеловесной каменной кладки, сужающейся кверху, с небольшими, но глубокими окнами.

Искусствоведы еще восторгаются маленькой толстой колонной лоджии, но лично мне она не нравится еще со времени моего детсва, когда я где-то увидел фотографию этого здания.

Особняк М.Ф. Якунчиковой. 1899-1900 гг., архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский пер., 10

Особняк по стилю близок к английскому (шотландскому) варианту модерна. Надо еще сказать, что автор этого особняка, архитектор Вильям Валькот - англичанин, хотя и родился в Одессе. Здесь есть небольшая подборка ссылок по модерну, в том числе ссылки на страницы, посвященные Чарльзу Макинтошу, известному архитектору из Глазго. Но здания Макинтоша внешне были очень простыми, практически лишенными декора. В особняке Якунчиковой от макинтошевских зданий остались только прямоугольные очертания, трапецевидные неглубокие эркеры и форма крыши. Макинтошевская же простота внешнего оформления не могла быть востребована нашими русскими людьми, для которых свой дом - это средство себя показать . Поэтому оформление особняка богаче - это и кронштейны, поддерживающие крышу (след франко-бельгийского Ар Нуво), и решетки ограды и балконов, и керамическая плитка, и визитная карточка Валькота - Lady's head, как это называется в Википедии.

Особняк Казаковой строился явно под влиянием творения Валькота.

Особняк К.А. Гутхейль. 1902-1903 гг., архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский пер., 8

Также, как и несколько других зданий на нашем маршруте, дом Гутхейль был построен Торгово-строительным акционерным обществом для продажи состоятельным горожанам. Здание симметрично, есть один главный четко выраженный фасад - и то, и другое нехарактерно для модерна и было сделано, возможно, для контраста с соседним особняком (Якунчиковой) и демонстрации диапазона возможностей архитекторов, работавших на эту фирму.

В оформлении особняка прослеживается влияние французского варианта модерна (Ар Нуво). Во-первых, это использование рокайльных мотивовов (т.е. элементов стиля рококо) - различных завитков и толстеньких младенцев. Во-вторых - и это одна из самых запоминающихся черт особняка - стеклянный навесной козырек.

Особняк А.И. Дерожинской. 1901-1904 гг., архитектор Ф.О. Шехтель, при участии архитектора А.А. Галецкого, Кропоткинский пер., 13

Сразу можно обратить внимание на интересный прием, использованный также в шехтелевском особняке Рябушинского. Очень крупное арочное окно, массивные центральная и левая части фасада, высокое основание ограды - все это приводит к эффекту преувеличенного масштаба, монументальности небольшого, в общем-то, здания.

Правая часть здания несколько выпадает из общей стилистики. Если если здания предшествующих модерну стилей (например, классицизма рубежа 18 и 19 веков) рассчитаны в основном на восприятие с фасада, а на модерн можно смотреть с любой стороны, то особняк Дерожинской как раз с фасада-то и немного проигрывает. Видимо, монументальная и симметричная центральная часть вынуждает зрителя подсознательно ориентироваться на симметрию всего здание целиком, а этого-то как раз и нет. Но с острых углов этот недостаток совершенно не заметен.

Особняк Н.Н. Медынцева. 1907 г., архитектор Ф.Ф. Воскресенский, Померанцев пер., 8

Здание очень яркое, привлекающее внимание. Верх второго этажа украшен бирюзового цвета майоликами, а промежуток между вторым и третьим этажами - рельефными изображениями чертополоха. При общей ассиметрии здания более насыщенная и короткая правая часть уравновешивает более длинную, но не такую насыщенную левую, подтверждая один из основных принципов дизайна. А вход сделан как раз в центре тяжести особняка и выделен небольшим, но ярким мозаиковым панно.

В Москве есть еще один особняк этого же архитектора, тоже очень нарядный и броский - в Среднем Овчинниковском переулке, д. 8 (особняк Л.И. Гельтищевой).

Доходный дом И.П. Исакова. 1904-1906 гг., архитектор Л.Н. Кекушев, ул. Пречистенка, 28

Очень впечатляющий дом, очень заметный на фоне своих соседей по Пречистенке.

Здесь есть и керамическая плитка, и рисунок оконных переплетов, и решетка балконов (интересно, в советское время они были застеклены?), и контур крыши с выспупающим козырьком (схоже с особняком Миндовского).

Интересная особенность - каждый следующий этаж декорирован богаче по сравнению с предыдущим. Такой принцип, дополненный еще выделяющейся крышей, создает динамизм, движение снизу вверх. Думаю, если козырек у крыши убрать, а скульптурные и оформительские изыски распределить равномерно, здание сразу потеряет 3/4 своей привлекательности и цельности.

Доходный дом З.А. Перцовой. 1905-1907 гг., художник С.В. Малютин, архитектор Н.К. Жуков, Пречистенская наб., 35

Дом Перцовой наглядно демонстрирует, насколько близки могут быть друг к другу модерн и неорусский стиль.

В этом здании прослеживается влияние северного варианта модерна, пришедшего к нам из Скандинавии и пропагандирующего возврат к доклассическому искусству. Типичная черта северного модерна - драконы-кронштейны балкона (в Норвегии этот вариант модерна даже назывался Драконный стиль ). Майоликовые панно также являются примером воплощения в русском искустве мифологических мотивов северного фольклора - солнца, медведя (медведь на шипце южного фасада почти буквально совпадал с рисунками известного финского художника А. Галлена, опубликованными в русской печати), быка, рыб, змей и гигантских цветов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

От Матроны до Пересвета

News image

Мой маршрут можно начинать от нескольких станций метро: «Пролетарской», «Крестьянской заставы», «Таганской» или «Марксистской»... В том случае, есл...

Троицкий собор

News image

Троицкий собор был построен в 1833-38 гг. по проекту архитектора Бове (в свое время он возглавил комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812...

Музей-заповедник усадьба «Коломенское» в Москве

News image

История музея-заповедника берет свое начало в 1923-м году, когда Коломенское и Дьяково превратились в часть музея «Покровский собор». Таким образом, в...

Истории музеев:

Московская Оружейная палата в ведении Московской дворцовой к

Положение кремлевского музея в системе государственных учреждений России коренным образом изменяется Высочайшим указом императора Николая I от 22 ав...

Мастерская и Оружейная палата в ведении Экспедиции Кремлевск

Статус музея Мастерская и Оружейная палата получает в соответствии с Указом императора Александра I “О правилах управления и сохранения в порядке и ...

Авторизация



Погода