Высотными, как правило, называют дома, высотой более чем в 26 этажей. В истории московской архитектуры этот термин применяется обычно к семи высотным зданиям в 26-32 этажа, построенным в конце 40 - начале 50-х гг. по единому градостроительному замыслу, согласно специальному постановлению Совета Министров СССР (1947). Это: 1.Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова; 2.Министерство иностранных дел СССР и Министерства внешней торговли СССР на Смоленской площади; 3.Административно-жилое здание на Лермонтовской площади (ныне площадь Красных Ворот); 4.Гостиницы Ленинградская и 5. Украина ; 6.Жилые дома на площади Восстания и 7.на Котельнической набережной. Все эти здания имеют общее композиционное построение в виде объединенных ступенчатых форм, облицованных естественным или искусственным камнем и украшенных монументальными скульптурными группами. Высотные здания открыты обозрению издалека и являются чрезвычайно существенными ориентирами. При возведении высотных зданий широко применялись сложные каркасные железобетонные и стальные конструкции. Восемь высотных зданий Москвы (одно из них так и не было достроено) должны были обогатить прежние архитектурные направления, определить опорные точки и вертикальные отметки города. В ходе реконструкции 1930-х гг. в столице были разрушены многие церкви и колокольни, тогда же появились различные многоэтажные здания, и силуэт города претерпел глубокие изменения. Москва рисковала потерять одну из своих традиционных особенностей. Считалось, что с возведением пояса высотных зданий будет восстановлена традиция древней русской архитектуры, когда «сорок сороков» московских церквей доминировали в городском ландшафте. Строительство высотных зданий намечалось в особо значимых и престижных местах, чтобы создать в сердце города систему новых отправных точек, связанных, однако, с историческим центром. Стилистически все высотные здания — свидетельство возвращения к архитектуре 1930-х. В хорошую погоду со смотровой площадки на Воробьевых горах, от куда открывается великолепная панорама города, можно видеть, по меньшей мере, четыре из них. Архитекторы высоток — это целый ряд имен. Но автором плана расположения этих зданий в Москве и одновременно проектировщиком одного из них — здания на Котельнической набережной — является Д.Н. Чечулин, главный архитектор Москвы с 1951 по 1960 гг. Чечулинские высотки, как и церковные колокольни, никогда не стоят в створе улиц и проспектов, всегда где-то за домами. Они соревнуются с американскими небоскребами, но на плане города видно, что они превратили его в огромный мега-Кремль, став его башнями, где здание МГУ выполняет роль вынесенной вниз по реке колокольни, как бывает в древних монастырях. Высотки — синтез гигантизма в классицизме и древнерусских архитектурно-планировочных решений. Восьмая высотка — Дворец Советов — так и не была осуществлена (на ее фундаменте позднее построили огромный плавательный бассейн «Москва», а в 90-х гг. ХХ века восстановлен Храм Христа Спасителя). Дворец Советов должен был доминировать над городом, так как этот колосс планировали увенчать гигантской статуей Сталина. Еще два здания в стиле московских высоток в те же годы были построены в Риге (Академия наук Латвийской ССР) и Варшаве (Дворец Культуры и Науки). В 60-х — 80-х гг. в Москве продолжали строиться высокоэтажные здания, причем многие из них намного выше прежних «высоток», но их проектные решения были совсем иными (модернистские и постмодернистские «коробочки» гостиниц «Интурист» и «Космос», СЭВа, Гидропроекта, туркомплекса «Измайлово», Дома туриста и др.) Однако в 90-х гг. в столице появились и продолжают строиться здания, чья стилистика и симметрия ступенчатых форм копируют «старые» советские высотки. Сходство не так разительно, когда внешняя отделка выполняется из стекла и металла (к примеру, здание ГАЗПРОМа), но бросается в глаза в архитектуре жилых домов на Можайском шоссе, Новом Арбате, в Кунцеве, на Долгоруковской и проспекте Вернадского, в комплексе «Алые паруса» на берегу Москва-реки. Центральная башня комплекса «Москва-Сити» (строительство которого ведется на Краснопресненской набережной) будет иметь 115 м в высоту. Отношение к «сталинским высоткам» никогда не было однозначным. Но сейчас уже с уверенностью можно сказать, что именно они определяли внешний вид столицы всю вторую половину ХХ века. МГУ Самым значительным высотным зданием является здание Государственного университета им. М.В.Ломоносова. Это грандиозный симметричный комплекс, состоящий из многоярусной 36-этажной башни (высота 240 м), которую венчает шпиль высотой в 58 м (шпиль заканчивается звездой с колосьями диаметром 9 м, звезда покрыта желтым стеклом с алюминиевой амальгамой), к ней примыкают более низкие корпуса (15 - 18 этажей). Гостиница «Украина» 29-этажная гостиница Украина (высота 170 м) находится в очень выгодном положении, у наиболее крутой излучины Москвы-реки, где ее пересекает магистраль Новый Арбат - Кутузовский проспект, и поэтому воспринимается как один из главных пространственных ориентиров города. В главном корпусе расположена гостиница, а боковые - высотой в 8 и 10 этажей - предназначены для жилых помещений. Высотное здание на Кудринской площади (б. пл. Восстания) Высотное здание на Кудринской площади состоит из центрального 22-этажного корпуса, высотой 156 м, и 18-этажных боковых корпусов с 452 квартирами. Боковые корпуса создают более гармоничную связь с окружающими зданиями. На первом этаже находятся многочисленные продовольственные магазины ( Гастроном на момент открытия был крупнейшим продовольственным магазином Москвы) и кинотеатр Пламя . МИД При строительстве этого здания был применен принципиально иной, чем при строительстве других высоток, метод организации строительных работ. Вначале был возведен металлический каркас на всю высоту здания, а затем уже - все остальные работы. Здание МИДа отличает богатая внутренняя облицовка натуральными камнями,— мрамор, гранит,- а также деревянными панелями из дуба и карельской березы. Гостиница «Ленинградская» Гостиница Ленинградская - 26-этажное здание (высота 136 м), которое воспроизводит мотивы русской архитектуры XVIII века. В отличие от преимущественно классических форм других высоток, стилистика гостиницы напоминает о формах нарышкинского стиля. Особенно ярко это проявляется в убранстве интерьеров. В парадном вестибюле обращают на себя внимание герб Москвы — св. Георгий Победоносец, нарядная декоративная решетка (копирующая орнамент кремлевской золотой решетки ) и люстры, напоминающие церковные паникадила. Обращение к образам и формам национальной архитектуры было характерно для послевоенного времени, проникнутого пафосом народной победы. Административно-жилое здание на площади у Красных Ворот 24 - этажное административное и жилое здание у Красных Ворот состоит из центрального корпуса (Министерство транспортного машиностроения), увенчанного шпилем со звездой, и двух жилых корпусов различной этажности. На месте этого здания прежде стоял дом, где родился М.Ю.Лермонтов (рядом со зданием поэту поставлен памятник). В левом крыле, выходящем на Каланчевскую улицу, находится вестибюль станции метро «Красные ворота». Здание стоит на самом высоком участке Садового кольца и имеет ярко выраженное ярусное построение. Его архитектурное убранство тяготеет к русскому и украинскому барокко. Здание на Котельнической набережной 32-х этажное здание на Котельнической набережной, близ слияния Москвы-реки и Яузы, доминирует над всей зоной, являясь отправной точкой для всех улиц, идущих вниз к реке, и соперничает с Кремлем. Высота здания 176 м, его нижние этажи облицованы колотым и полированным красным гранитом, образуя обширный цоколь, который он отличается тяжелым декором в виде статуй и зубчатых башен. Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
|