Главная - Оружейная палата - Витрина 5. Произведения московских златокузнецов XVI века


Витрина 5. Произведения московских златокузнецов XVI века
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 5. произведения московских златокузнецов xvi века

Оружейная палата является единственным в мире музеем, где творчество московских ювелиров XVI века представлено так полно и разнообразно. Рубеж XV - XVI веков ознаменовался в истории России важными событиями - окончательным освобождением от монголо-татарского ига, образованием централизованного государства, его быстрым экономическим и политическим ростом. Москва, еще недавно скромный стольный город одного из среднерусских княжеств, на исходе XV превратилась столетия в великолепную столицу крупного государства с мощными крепостными стенами нового Кремля, величественными соборами и богато убранными дворцами. Политический и экономический центр страны, она на долгие годы приобрела значение центра православия и общерусского культурного центра. Принятие Иваном Грозным в 1547 году царского титула придает особую пышность дворцовым церемониям и церковным службам, что явилось серьезным стимулом развития деятельности кремлевских мастерских, которые вступили в пору своего наивысшего расцвета.

Московские ювелиры, сохранив лучшие традиции предшествующих эпох, достигли в этом столетии высочайшего профессионализма в различных технических приемах обработки и украшения золотых и серебряных изделий. Большой интерес представляют памятники, украшенные резьбой и чеканкой. Среди них Евангелие, выполненное по заказу Ивана Грозного для личной, домовой церкви Благовещения. Интересна двустворчатая панагия с искусной резьбой по перламутру, резная икона «Митрополит Петр с житием».

В витрине несколькими образцами представлена питьевая посуда: ковши, чаши, чарки. Здесь можно увидеть все четыре ковша русской работы XVI века, хранящиеся в коллекции музея. Древнейшим из них является серебряный ковш 1535 года, отличающийся необычно большими размерами и интересным декором. По венцу одной из серебряных чаш Оружейной палаты также вырезана надпись с именем царя Ивана IV. Золотая чарка принадлежала отцу Ивана Грозного великому князю Василию III.

Одним из любимых способов убранства драгоценных предметов в XVI столетии, в первую очередь золотых, стала чернь, которая нигде в Европе не заняла столь прочного места в ювелирном искусстве и не получила столь широкого распространения, как в России. Для московского ювелирного дела XVI века характерна чернь глубокого черного цвета, отличающаяся исключительно высоким качеством исполнения. Эффектно выделяясь на золотом фоне, приобретая в контрасте с ним особый бархатистый оттенок, чернь являлась нарядным и в то же время благородно-изысканным украшением. К числу наиболее известных памятников московского черневого искусства XVI века относится золотое блюдо 1561 года. Во второй половине XVI столетия искусство черни, не утрачивая связи с иконописной традицией, испытывало воздействие гравюры, проявившееся, прежде всего в попытке передать объемность изображений. На одной из сторон золотого ковчежца, сделанного в 1589 году по указу царя Федора Ивановича для его жены, царицы Ирины Федоровны Годуновой, помещено черневое изображение ее небесной покровительницы - мученицы Ирины со свитком и крестом в руках.

Не менее талантливыми мастерами, опытными ювелирами и искусными рисовальщиками была изготовлена в 1598 году, по заказу царицы Ирины Федоровны группа церковных предметов, вложенных ею в московский Архангельский собор в память о царе Федоре Ивановиче. Она состоит из шести золотых культовых сосудов — потира, дискоса со звездицей, двух тарелей и кадила, украшенных чернью и драгоценными камнями. Особый интерес представляют кадило, сделанное по образцу кадила XV века из Благовещенского собора и потир.

Наряду с чернью и резьбой широко использовалась чеканка. На золотых окладах икон «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Кирилл Белозерский» и Николай Чудотворец применены оба этих приема.

Памятники этой витрины по праву относятся к подлинным шедеврам русского ювелирного искусства. К сожалению, имена золотых и серебряных дел мастеров, работавших в Москве в XVI веке, за редким исключением остаются неизвестными, так как в письменных источниках, дошедших до наших дней, почти не сохранилось сведений о ювелирах, а их произведения не имеют авторских подписей.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Итальянский ресторан в Москве

News image

В Москве превосходным из примеров настоящей «итальянской» кухни является кафе под названием Риальто, которое располагается на Таганской площади. Следу...

Малая Бронная улица

News image

Малая Бронная улица - названа по находившейся здесь в XVI - XVII вв. Бронной слободе, в которой мастера-бронники изготовляли металлические брони, па...

Новодевичий монастырь

News image

Новодевичий монастырь был основан в 1524 г по приказу князя Василия III в честь взятия у литовцев города Смоленска. Первоначально монастырь даже наз...

Истории музеев:

Копии старинных фотографий в высоком разрешении

На сегодняшний день один из самых популярных методов знакомства с прошлым - это изучение исторических документов, как: старинные гравюры, фотогра...

Первые московские князья в Кремле (II половина XIII – первая

Во второй половине XIII века ослабленное Владимиро-Суздальское княжество переживает период интенсивного дробления. Появилась своя княжеская династия...

Авторизация



Погода