Витрина 5. Произведения московских златокузнецов XVI века |
Путеводитель - Оружейная палата |
Оружейная палата является единственным в мире музеем, где творчество московских ювелиров XVI века представлено так полно и разнообразно. Рубеж XV - XVI веков ознаменовался в истории России важными событиями - окончательным освобождением от монголо-татарского ига, образованием централизованного государства, его быстрым экономическим и политическим ростом. Москва, еще недавно скромный стольный город одного из среднерусских княжеств, на исходе XV превратилась столетия в великолепную столицу крупного государства с мощными крепостными стенами нового Кремля, величественными соборами и богато убранными дворцами. Политический и экономический центр страны, она на долгие годы приобрела значение центра православия и общерусского культурного центра. Принятие Иваном Грозным в 1547 году царского титула придает особую пышность дворцовым церемониям и церковным службам, что явилось серьезным стимулом развития деятельности кремлевских мастерских, которые вступили в пору своего наивысшего расцвета. Московские ювелиры, сохранив лучшие традиции предшествующих эпох, достигли в этом столетии высочайшего профессионализма в различных технических приемах обработки и украшения золотых и серебряных изделий. Большой интерес представляют памятники, украшенные резьбой и чеканкой. Среди них Евангелие, выполненное по заказу Ивана Грозного для личной, домовой церкви Благовещения. Интересна двустворчатая панагия с искусной резьбой по перламутру, резная икона «Митрополит Петр с житием». В витрине несколькими образцами представлена питьевая посуда: ковши, чаши, чарки. Здесь можно увидеть все четыре ковша русской работы XVI века, хранящиеся в коллекции музея. Древнейшим из них является серебряный ковш 1535 года, отличающийся необычно большими размерами и интересным декором. По венцу одной из серебряных чаш Оружейной палаты также вырезана надпись с именем царя Ивана IV. Золотая чарка принадлежала отцу Ивана Грозного великому князю Василию III. Одним из любимых способов убранства драгоценных предметов в XVI столетии, в первую очередь золотых, стала чернь, которая нигде в Европе не заняла столь прочного места в ювелирном искусстве и не получила столь широкого распространения, как в России. Для московского ювелирного дела XVI века характерна чернь глубокого черного цвета, отличающаяся исключительно высоким качеством исполнения. Эффектно выделяясь на золотом фоне, приобретая в контрасте с ним особый бархатистый оттенок, чернь являлась нарядным и в то же время благородно-изысканным украшением. К числу наиболее известных памятников московского черневого искусства XVI века относится золотое блюдо 1561 года. Во второй половине XVI столетия искусство черни, не утрачивая связи с иконописной традицией, испытывало воздействие гравюры, проявившееся, прежде всего в попытке передать объемность изображений. На одной из сторон золотого ковчежца, сделанного в 1589 году по указу царя Федора Ивановича для его жены, царицы Ирины Федоровны Годуновой, помещено черневое изображение ее небесной покровительницы - мученицы Ирины со свитком и крестом в руках. Не менее талантливыми мастерами, опытными ювелирами и искусными рисовальщиками была изготовлена в 1598 году, по заказу царицы Ирины Федоровны группа церковных предметов, вложенных ею в московский Архангельский собор в память о царе Федоре Ивановиче. Она состоит из шести золотых культовых сосудов — потира, дискоса со звездицей, двух тарелей и кадила, украшенных чернью и драгоценными камнями. Особый интерес представляют кадило, сделанное по образцу кадила XV века из Благовещенского собора и потир. Наряду с чернью и резьбой широко использовалась чеканка. На золотых окладах икон «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Кирилл Белозерский» и Николай Чудотворец применены оба этих приема. Памятники этой витрины по праву относятся к подлинным шедеврам русского ювелирного искусства. К сожалению, имена золотых и серебряных дел мастеров, работавших в Москве в XVI веке, за редким исключением остаются неизвестными, так как в письменных источниках, дошедших до наших дней, почти не сохранилось сведений о ювелирах, а их произведения не имеют авторских подписей.
|
Читайте: |
---|
Сказка в жизни естьКому из нас не нравятся сказки, таких людей нет. Мы их любим за то, что там события происходят так, как не будут происходить в реальной жизни, в стран... |
От Тверского до Цветного бульвара![]() Когда-то это место называлось кольцом А и являлось главной магистралью дореволюционной Москвы. Спроектированная в 1775 году трасса Бульварного кол... |
По алевизовским местам![]() Итак, мы решили прокатиться по Москве, по тем местам, где стоят церкви, построенные русским зодчим и итальянцем Алевизом Новым, которого, как и всех... |
Музеи Московского Кремля в годы Великой Отечественной войны9 мая 2005 года весь мир отмечает 60-летие победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В сердцах россиян до сих пор живет светлая память о па... |
Древности кремлевского холма (II тысячелетие – III век до ноМосковский Кремль расположен на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее реки Неглинной. Высота “кремлевской береговой г... |