Главная - Оружейная палата - Витрина 5. Произведения московских златокузнецов XVI века


Витрина 5. Произведения московских златокузнецов XVI века
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 5. произведения московских златокузнецов xvi века

Оружейная палата является единственным в мире музеем, где творчество московских ювелиров XVI века представлено так полно и разнообразно. Рубеж XV - XVI веков ознаменовался в истории России важными событиями - окончательным освобождением от монголо-татарского ига, образованием централизованного государства, его быстрым экономическим и политическим ростом. Москва, еще недавно скромный стольный город одного из среднерусских княжеств, на исходе XV превратилась столетия в великолепную столицу крупного государства с мощными крепостными стенами нового Кремля, величественными соборами и богато убранными дворцами. Политический и экономический центр страны, она на долгие годы приобрела значение центра православия и общерусского культурного центра. Принятие Иваном Грозным в 1547 году царского титула придает особую пышность дворцовым церемониям и церковным службам, что явилось серьезным стимулом развития деятельности кремлевских мастерских, которые вступили в пору своего наивысшего расцвета.

Московские ювелиры, сохранив лучшие традиции предшествующих эпох, достигли в этом столетии высочайшего профессионализма в различных технических приемах обработки и украшения золотых и серебряных изделий. Большой интерес представляют памятники, украшенные резьбой и чеканкой. Среди них Евангелие, выполненное по заказу Ивана Грозного для личной, домовой церкви Благовещения. Интересна двустворчатая панагия с искусной резьбой по перламутру, резная икона «Митрополит Петр с житием».

В витрине несколькими образцами представлена питьевая посуда: ковши, чаши, чарки. Здесь можно увидеть все четыре ковша русской работы XVI века, хранящиеся в коллекции музея. Древнейшим из них является серебряный ковш 1535 года, отличающийся необычно большими размерами и интересным декором. По венцу одной из серебряных чаш Оружейной палаты также вырезана надпись с именем царя Ивана IV. Золотая чарка принадлежала отцу Ивана Грозного великому князю Василию III.

Одним из любимых способов убранства драгоценных предметов в XVI столетии, в первую очередь золотых, стала чернь, которая нигде в Европе не заняла столь прочного места в ювелирном искусстве и не получила столь широкого распространения, как в России. Для московского ювелирного дела XVI века характерна чернь глубокого черного цвета, отличающаяся исключительно высоким качеством исполнения. Эффектно выделяясь на золотом фоне, приобретая в контрасте с ним особый бархатистый оттенок, чернь являлась нарядным и в то же время благородно-изысканным украшением. К числу наиболее известных памятников московского черневого искусства XVI века относится золотое блюдо 1561 года. Во второй половине XVI столетия искусство черни, не утрачивая связи с иконописной традицией, испытывало воздействие гравюры, проявившееся, прежде всего в попытке передать объемность изображений. На одной из сторон золотого ковчежца, сделанного в 1589 году по указу царя Федора Ивановича для его жены, царицы Ирины Федоровны Годуновой, помещено черневое изображение ее небесной покровительницы - мученицы Ирины со свитком и крестом в руках.

Не менее талантливыми мастерами, опытными ювелирами и искусными рисовальщиками была изготовлена в 1598 году, по заказу царицы Ирины Федоровны группа церковных предметов, вложенных ею в московский Архангельский собор в память о царе Федоре Ивановиче. Она состоит из шести золотых культовых сосудов — потира, дискоса со звездицей, двух тарелей и кадила, украшенных чернью и драгоценными камнями. Особый интерес представляют кадило, сделанное по образцу кадила XV века из Благовещенского собора и потир.

Наряду с чернью и резьбой широко использовалась чеканка. На золотых окладах икон «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Кирилл Белозерский» и Николай Чудотворец применены оба этих приема.

Памятники этой витрины по праву относятся к подлинным шедеврам русского ювелирного искусства. К сожалению, имена золотых и серебряных дел мастеров, работавших в Москве в XVI веке, за редким исключением остаются неизвестными, так как в письменных источниках, дошедших до наших дней, почти не сохранилось сведений о ювелирах, а их произведения не имеют авторских подписей.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Туризм. Москва

News image

Самая первая ассоциация с Москвой, так это Кремль и Красная площадь. Кремлевская стена была выстроена из красного кирпича, и окружает она на данн...

Страстной бульвар и его окрестности

News image

Прогулка под предводительством научного руководителя началась с получасового стояния на углу Пушкинской площади. Сколько всего можно рассказать об и...

Два леса

News image

Приехав на станцию метро «Тёплый стан», выходите из последнего вагона на нечётную сторону улицы Профсоюзной. Ориентир: на противоположной стороне за...

Истории музеев:

Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)

Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Пе...

Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам м

Осенью 1918 года музей “Оружейная палата” переходит в ведение отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. К весне...

Авторизация



Погода