Витрина 1. Произведения Византии, Сербии, Грузии |
Путеводитель - Оружейная палата | ||
О давних политических и культурных связях Древней Руси с Византией свидетельствует небольшое, но ценное собрание византийского искусства V–XV веков. В конце X века, после принятия христианства, значительно усиливаются связи Древней Руси с Византией – могучей христианской державой, наследницей высочайшей культуры античного мира. На Русь привозят христианские святыни, драгоценные облачения, иконы, книги. Для русских мастеров они служат образцами высокого искусства. К числу наиболее ранних экспонатов музея принадлежит группа изделий IV–V веков, выполненных мастерами Боспорского царства в технике перегородчатой инкрустации и относящихся к гуннской эпохе, или эпохе Великого переселения народов. Это цепь, шейная гривна и два браслета. Они были найдены в захоронении языческого князя, в 1927 году в Курской области у деревни Каменец, в верховьях реки Суджи. Прекрасным образцом серебряного дела является кувшин с изображением девяти муз и клеймом города Константинополя, найденный в верховьях реки Суджи, недалеко от захоронения вождя готского племени. Созданный около 400 года, он еще целиком выдержан в художественных традициях эллинизма. Для произведений классического периода развития византийского искусства характерны величавая торжественность и возвышенная отрешенность образов, а также использование античных пропорций в построении человеческой фигуры. Замечательным памятником этого периода является реликварий в форме миниатюрного центрического храма. Высочайшим достижением византийских мастеров по праву считаются перегородчатые эмали. Великолепной техникой изготовления, сложностью и деталировкой композиции отличается наперсная икона «Сошествие во ад» XII века. В витрине представлена ставротека для иконы с частицей Голгофского креста - родовая святыня московского великокняжеского дома, государственная реликвия, которой благословляли на великое княжение, а потом на царство старших сыновей и передавали по наследству как особо значимую святыню. Оружейная палата обладает крупнейшим в мире собранием византийских камей, выполненных на полудрагоценных камнях. Произведения византийской глиптики очень ценились на Руси. Поэтому для подарка первому русскому патриарху Иову в день его поставления на патриаршество в 1589 году царь Федор Иванович и его жена, царица Ирина, выбрали панагию Распятие с предстоящими . Камея Спас Вседержитель на кровавой яшме принадлежит к редчайшим экземплярам. Она дошла до нас вместе с первоначальной драгоценной оправой. Резные иконки, исполненные на мягких породах камня, прежде всего на стеатите, были массовыми изделиями. В них заметно подражание произведениям из слоновой кости, которая была весьма дорогим материалом. Заслуживает внимания стеатитовая икона XIV века с часто встречающимся в византийской мелкой пластике изображением святого воина Дмитрия Солунского. В витрине также экспонируется группа произведений Сербии, Грузии и других стран, входивших в сферу влияния византийской культуры. |
Читайте: |
---|
Смотровая площадка Воробьёвых гор![]() Площадью её назвать, конечно, сложно, но площадка – это точно. Наравне с Красной площадью, сюда каждый день приезжают толпы туристов посмотреть на г... |
Малая Бронная улица![]() Малая Бронная улица - названа по находившейся здесь в XVI - XVII вв. Бронной слободе, в которой мастера-бронники изготовляли металлические брони, па... |
Смоленский метромост![]() Открытие моста состоялось 20 марта 1937 г. Архитекторы: К.Н. и Ю |
Государственная Оружейная палата в ведении Наркомпроса (1929Во второй половине 1929 года ситуация в музее становится чрезвычайно напряженной. С 1 декабря 1929 г. освобождается от занимаемой должности директор... |
Московская Оружейная палата в ведении Московской дворцовой кПоложение кремлевского музея в системе государственных учреждений России коренным образом изменяется Высочайшим указом императора Николая I от 22 ав... |