Главная - Оружейная палата - Витрина 1. Произведения Византии, Сербии, Грузии


Витрина 1. Произведения Византии, Сербии, Грузии
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 1. произведения византии, сербии, грузии

О давних политических и культурных связях Древней Руси с Византией свидетельствует небольшое, но ценное собрание византийского искусства V–XV веков. В конце X века, после принятия христианства, значительно усиливаются связи Древней Руси с Византией – могучей христианской державой, наследницей высочайшей культуры античного мира. На Русь привозят христианские святыни, драгоценные облачения, иконы, книги. Для русских мастеров они служат образцами высокого искусства.

К числу наиболее ранних экспонатов музея принадлежит группа изделий IV–V веков, выполненных мастерами Боспорского царства в технике перегородчатой инкрустации и относящихся к гуннской эпохе, или эпохе Великого переселения народов. Это цепь, шейная гривна и два браслета. Они были найдены в захоронении языческого князя, в 1927 году в Курской области у деревни Каменец, в верховьях реки Суджи.

Прекрасным образцом серебряного дела является кувшин с изображением девяти муз и клеймом города Константинополя, найденный в верховьях реки Суджи, недалеко от захоронения вождя готского племени. Созданный около 400 года, он еще целиком выдержан в художественных традициях эллинизма. Для произведений классического периода развития византийского искусства характерны величавая торжественность и возвышенная отрешенность образов, а также использование античных пропорций в построении человеческой фигуры. Замечательным памятником этого периода является реликварий в форме миниатюрного центрического храма. Высочайшим достижением византийских мастеров по праву считаются перегородчатые эмали. Великолепной техникой изготовления, сложностью и деталировкой композиции отличается наперсная икона «Сошествие во ад» XII века. В витрине представлена ставротека для иконы с частицей Голгофского креста - родовая святыня московского великокняжеского дома, государственная реликвия, которой благословляли на великое княжение, а потом на царство старших сыновей и передавали по наследству как особо значимую святыню.

Оружейная палата обладает крупнейшим в мире собранием византийских камей, выполненных на полудрагоценных камнях. Произведения византийской глиптики очень ценились на Руси. Поэтому для подарка первому русскому патриарху Иову в день его поставления на патриаршество в 1589 году царь Федор Иванович и его жена, царица Ирина, выбрали панагию Распятие с предстоящими . Камея Спас Вседержитель на кровавой яшме принадлежит к редчайшим экземплярам. Она дошла до нас вместе с первоначальной драгоценной оправой. Резные иконки, исполненные на мягких породах камня, прежде всего на стеатите, были массовыми изделиями. В них заметно подражание произведениям из слоновой кости, которая была весьма дорогим материалом. Заслуживает внимания стеатитовая икона XIV века с часто встречающимся в византийской мелкой пластике изображением святого воина Дмитрия Солунского.

В витрине также экспонируется группа произведений Сербии, Грузии и других стран, входивших в сферу влияния византийской культуры.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Болотная площадь

News image

Местность в районе бывшей площади сначала XVIII в. называлась также Царицын луг (или Царские лужки), по случаю гуляний после коронации Екатерины I; ...

Белый город

News image

Белый город, крепостные сооружения — третий пояс обороны Москвы, примыкавший на левом берегу р. Москвы к Кремлю и Китай-городу. Построен в 1585—93 п...

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

News image

Сама церковь очень старая, но колокольна возведена относительно недавно - в середине XIX века (в стиле ампир ). Храм закрыли в 1929 году и перед...

Истории музеев:

Время грандиозного строительства Кремля (II половина XV-нача

Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попы...

Государственная Оружейная палата в ведении Наркомпроса (1929

Во второй половине 1929 года ситуация в музее становится чрезвычайно напряженной. С 1 декабря 1929 г. освобождается от занимаемой должности директор...

Авторизация



Погода