Главная - Московские образы - МОСКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ФИЛАТЕЛИИ

МОСКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ФИЛАТЕЛИИ
Путеводитель - Московские образы

московские образы в филателии

Москва - один из старейших городов России, переступил свою 850-летнюю отметку. В настоящее время трудно найти в стране другой такой город, где бы происходило столько исторических, политических и иных событии, связанных с лихолетьем нашего непростого, ХХ века. Все это нашло отражение в литературе, искусстве, а также в таком распространенном виде увлечений, как филателия.

Первыми почтовыми выпусками, посвященными Москве можно по праву считать две миниатюры из серии марок, выпущенных в 1904 году во время русско-японской войны. Эти марки носили почтово-благотворительный характер, часть средств от продажи которых шли в пользу сирот воинов действующей армии . На одной из них, номиналом 5+3 коп. изображен памятник руководителям народного ополчения в 1611-1612 г.г. К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И. Мартос, установлен на Красной площади в 1818 г.), на другой (10+3коп.)- вид Московского Кремля (Ил. 1). Далее следует отметить еще две миниатюры, выпущенные по случаю 300-летия правящей династии Романовых (в последствии получившая у филателистов название “Романовской”). На марке номиналом 1 рубль изображена панорама Московского Кремля, а на 3-х рублевой - сохранившийся и ныне дом бояр Романовых. (Ил. 2). В тот юбилейный год мало кто догадывался о том, что судьба готовит России небывалые испытания. Буквально через 4 года рухнут привычные понятия и ценности и вместо них будут насаждаться новые.

Итак, свергнуто самодержавие, прокатилась кровавая гражданская война, в России правит новый - коммунистичекий режим. Столица из Петрограда перенесена в Москву. Все поставлено на службу новым политическим идеям. Не осталась без внимания и филателия.

Может быть не все знают, что первые марки СССР увидели свет не в 1922 году - в год образования СССР, а только в 1923 году и были посвящены открытию в Москве Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Она была открыта 19 августа 1923 года и располагалась на территории Парка культуры и отдыха им. М. Горького. На номинале 7 рублей в модном тогда футуристическом стиле изображен общий вид выставки. (Ил. 3). Наступил 1924 год - умер В.И. Ленин. Для всеобщего и будущего всемирного поклонения решено устроить антихрам - мавзолей с мумификацией трупа пролетарского вождя. “Могила Ленина - колыбель свободы всего человечества” - было начертано на лозунгах партии в дни траурной демонстрации трудящихся. То что эта колыбель действительно стала для многих могилой мы теперь знаем. Мавзолей не сразу принял привычные современные формы. Первый и второй варианты были деревянными. Второй деревянный вариант, построенный по проекту архитектора А. Щусева был открыт 1 августа 1924 года и его можно увидеть на серии марок, выпущенных по случаю первой годовщины смерти вождя в 1925 году. (Ил. 4). Но в деревянном виде он просуществовал не долго и в 1930 году тем же архитектором А. Щусевым было завершено строительство гранитного варианта. В таком виде он и дошел до наших дней. Не трудно догадаться, что сей “светлый” архитектурный образ надолго стал популярным символом официальной пропаганды (Ил. 5).

Едва захватив власть, большевики принялись за уничтожение “тяжелого наследия самодержавия”, на деле часто превращавшийся в обыкновенный вандализм. Особую неприязнь вызывали различные скульптурные памятники царям и т.н. их слугам. Все они согласно декрету Совнаркома от 12 апреля 1918 года “О памятниках Республики”, подписанного В.И. Лениным, подлежали как “не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны” сносу. Вместо них было решено повсеместно устанавливать, часто абсолютно безвкусные, монументы различным “борцам за свободу”. Так в 1919 году на Скобелевской площади (ныне Тверская пл.) был снесен памятник генералу М.Д. Скобелеву. (Скульптор П. Симонов, установлен в 1912 г.). Так заслуженный русский генерал - герой сражения под Плевной был причислен большевиками к “кровавым” царским слугам. На его месте 27 июня 1919 года Москва увидела Обелиск Свободы впоследствии названный Обелиском Советской Конституции (арх. Д. Осипов, скульптор Н. Андреев). Изображение этого обелиска, как ни странно, было изображено на 2-х марках, выпущенных в 1926 году по случаю открытия в Ленинграде Международного конгресса эсперантистов. (Ил. 6). Но и он простоял недолго. Вскоре, пришедший в ветхое состояние, он был разобран и на его месте долго ничего не было. Только в 1954 году в честь 800-летия Москвы там установлен памятник основателю Москвы Князю Юрию Долгорукому (Скульпторы С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм, архитектор В. Андреев), (Ил. 7).

В начале 30-х годов страну захлестнули великие стройки коммунизма. Не прошли они и мимо Москвы. Одной из них, и надо признать вполне обоснованно, было строительство московского метрополитена, отдельные станции которого стали по истине жемчужинами современной Москвы. Строительство первой очереди (от Сокольников до Парка культуры и отдыха им. Горького) началось в 1932 году и вступило в строй 15 мая 1935 года. А незадолго до этого события, в феврале этого же года была выпущена серия почтовых марок, посвященного строительству первой очереди. Интересно, что изображенная на одной марке станция “Библиотека имени В.И. Ленина” (Арх. А. Гонцкевич) была изображена в первоначальном проекте, несколько отличающаяся от окончательного (Ил. 8). Учитывая уникальность архитектуры станций московского метрополитена, тема московского метро еще не раз отражалась в отечественной филателии.

Тем временем Москве были уготованы новые испытания. Социальная утопия торжествовала. Утвержденный И.В. Сталиным в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы был попыткой воплотить средствами архитектуры политический миф ХХ столетия, мало считаясь с контекстом Москвы как выдающегося памятника русского градостроительства XIV-XIX веков. Отныне все, что не отвечало генеральной линии подлежало уничтожению. С новой силой стали сносится храмы древней Москвы. Статистика свидетельствует, что начиная с 1918 года за 70 лет Советской власти было разрушено 433 уникальных церкви (не считая придельных), что составило около 2/3 существовавших в городе до октябрьского большевистского переворота. И главным преступлением коммунистов, несомненно, является взрыв Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года, положившего начало массовому уничтожению храмов и памятников не только в Москве, но и по всей России.

Что же большевики предлагали взамен ? Об этом свидетельствует серия марок, выпущенная в 1937 году, т.н. “Архитектура новой Москвы”. Центральным звеном этой серии стали марка и почтовый блок (приуроченный к первому всесоюзному съезду архитекторов) с изображением проекта печально известного Дворца Советов (арх. Б. Иофан, В. Щуко, В Гельфрейх), который планировалось возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя. (Ил. 9). Но началась Великая отечественная война и строительство партийного храма пришлось приостановить, а потом и вовсе прекратить. Его стальные каркасы были демонтированы и направлены на военные нужды. В назидание устроившим эту авантюру на этом месте долгое время была огромная лужа, а затем бассейн “Москва”.

Тем не менее, сталинский план реконструкции претворялся в жизнь. Своеобразным отчетом о проделанной работе стала вышедшая в 1939 году серия марок “Реконструкция Москвы”. В ней представлены: улица Горького (постр. в 1937-1939 гг., арх. А. Мордвинов, ныне ул. Тверская), дом Совнаркома (постр. в 1932-1936 гг., арх. А. Лангман, ныне здание Государственной Думы), библиотека им. В.И. Ленина (постр. в 1940 г. , арх. В. Гельфрейх и В. Щуко) и ряд других объектов (Ил. 10).

Еще одним творением “победившего” социализма было открытие в 1939 году комплекса зданий Всесоюзной сельскохозяйстенной выставки. 10 марок выпущенных в августе 1939, а затем еще 17 в 1940 году должны были показать этот образцовый “мир изобилия”, образ которого связывался с “самой передовой идеологией” . Некоторые из них представлены в ил. 11. Этот маленький рай на земле был забыт во время войны, но после Победы страну, ставшую одним из главных режиссеров мировой политики, прежняя выставка удовлетворить уже не могла. Было принято решение воссоздать ВСХВ, но в неизмеримо более роскошных и архитектурных формах, и соответственно более богатую. В 1954 году состоялось открытие новой ВСХВ. Этому событию сначала в 1954 г., а затем в 1955 г и 1956гг. были посвящены две серии марок с блоками (Ил. 12). Итог печален: в наше время ВСХВ (в последствии, Выставка достижений народного хозяйства, а затем - Всероссийский выставочный центр) превратилась в огромный магазин и ее смело можно назвать “Выставкой достижений капиталистического хозяйства”).

Но вернемся все же к хронологическому повествованию. Дальнейшему претворению “светлых” замыслов “отца народов” помешала Великая Отечественная война. В конце 1941 года германский вермахт подошел так близко к столице, что отдельные передовые отряды немцев могли видеть сквозь цейсовскую оптику пригороды Москвы. Но 5 декабря все резервы, накопленные под Москвой, все войска, вся артиллерия, все танки, самолеты были сконцентрированы в огромный сокрушительный кулак, - все это ударило по немцам с невероятной силой и враг был отброшен. Тема героической обороны Москвы нашла отражение в целом ряде почтовых выпусков того времени (Ил. 13).

А спустя четыре года, 24 июня 1945 года в Москве прошел знаменитый парад Победы (Ил. 14).

Еще не оправившись от потерь, нанесенных войной москвичи начинают готовиться к юбилею - 800-летию основания Москвы. Этому посвящена серия из 8 марок “Виды Москвы” вышедшая в 1946 году (Ил. 15). Ну а в год юбилея, в 1947 году выходит большая и очень неплохая в художественном отношении юбилейная серия, состоящая из 15 марок и блока. Надо отметить, что четыре последние марки этой серии и блок выполнены в редкой для того времени 4-х цветной фототипии (Ил. 16).

Интересно, что именно в этот юбилейный год принимается решение о возведении в Москве высотных зданий, позже нашедших отражение в очередном генеральном плане реконструкции Москвы 1951 года. И в 1950 году появляется серия из 8 марок “Архитектура Москвы. Проекты высотных зданий”. Почти все представленные в ней проекты были осуществлены, кроме одного: 32-х этажного здания в Замоскворечье (Ил. 17) - ныне на этом месте гостиница “Россия”. Воздвигнутые немецкими пленными и заключенными эти небоскребы социализма и по сей день впечатляют своими размерами отечественных и иностранных гостей столицы

Среди большого количества пропагандистских и просто политизированных выпусков того времени встречались и вполне нейтральные сюжеты. Так например, в 1950 году была выпущена серия из 9 марок, посвященная музеям Москвы (Ил. 18).

Кончилась сталинское средневековье, началась хрущевская “оттепель”, в ходе которой был ненадолго приоткрыт “железный занавес”. Результатом стало проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он проходил в 1957 году с 28 июля по 11 августа. Естественно, это событие не было не отмечено почтовым ведомством - было выпущено 2 серии: одна из 7 марок с фрагментами фестиваля и из 4-х марок с видами Москвы (Ил. 19). В Москве также прошла филателистическая выставка, посвященная этому событию (Ил. 20).

Стали развиваться международные связи: в июне 1958 года в Москве открывается V конгресс Международного союза архитекторов (Ил. 21).

Дальше почти до 1966 года тема Москвы мало отображается в почтовых выпусках. В основном это безликие выпуски, посвященные проведениям Московских кинофестивалей, различных конгрессов, революционной тематике, а так же несколько выпусков, посвященных героической обороне Москвы в Великой отечественной войне (Ил. 22). И только в 1967 году выходит очень неплохая серия марок “Архитектурно-исторические памятники Московского Кремля”, выполненных не частым способом печати для отечественных марок - металлографией и одна марка, посвященная открытию памятника Могиле неизвестного солдата (арх. Д. Бурдин, В. Климов, Ю. Ратаев) (Ил. 23).

Затем вновь наблюдается некоторый “застой” московской тематики. В основном имеет место косвенное использование отдельных архитектурных символов (Спасская башня московского Кремля, Мавзолей, Кремлевский дворец съездов и т.д.) в общем оформлении марок, посвященных съездам и конференциям КПСС, различным историко-революционным юбилеям, Московской Олимпиаде и другим мероприятиям в основном политического характера (Ил. 24).

Лишь в 1983 году выходит интересная серия “Новостройки Москвы” (Ил. 25), а в 1987 вновь отмечают годовщину основания Москвы - 840-летие (Ил. 7).

Наступает революционный, 1991 год. В те памятные три августовские дня рушится прогнивший до основания коммунистический режим. По случаю победы демократических сил выходит памятный почтовый блок с изображением вновь обретенного трехцветного российского флага и здания Дома Советов, ставшего во время этих событий оплотом демократической революции. (Ил. 26). Но история преподносит очередной сюрприз: буквально через 2 года этот дом станет уже символом консервативных и антидемократических сил, сторонников которых придется выбивать орудийными залпами... Ныне в нем находится надежно огороженный Дом Правительства Российской Федерации.

История неумолима. Вместе с коммунизмом разваливается некогда могучая (в основном в военном отношении) Советская Империя. Вновь на мировых картах появляется географическое понятие - Россия. Сбросив коммунистическое иго, страна резко становится на путь экономических и политических реформ. Происходит и реформирование сознания, для россиян стали вновь доступны общечеловеческие ценности. Преображаться и Москва. Начинается массовое выселение из храмов всевозможных НИИ, КБ, типографий, складов и иных заведений мало связанных с Богом. Все больше чудом уцелевших церквей реставрируются. Воссоздаются отдельные порушенные храмы. В 1992 году москвичи вновь увидели Казанский собор на Красной площади, в 1994 году - Воскресенские ворота и Иверскую часовню (архитектор-реставратор О. Жуков), началась реставрация и реконструкция Гостинного двора. В 1995 году Московская городская Дума принимает Закон города Москвы о восстановлении исторического герба города - “Георгия Победоносца, поражающего копьем змия”. Но, безусловно, главным событием конца ХХ столетия, является воссоздание Храма Христа Спасителя (Ил. 27). Эти и другие события находят отражение и в филателии.

Уже в 1992 г. выходит очень красиво оформленная серия “Московский Кремль”, имевшая продолжение в 1993г. (Ил. 28).

Появляются почтовые миниатюры с тем немногим, что осталось от “великих” реконструкций (Ил. 29). Но главное развитие московская тематика получила в период подготовки празднования 850-летия города. Этой теме было посвящено около 20 выпусков, включая малые листы и 1 блок (Ил. 30). Кульминацией филателистической “части” этого юбилея стало проведение всемирной филателистической выставке в Центральном выставочном зале - Манеже с 17 по 26 октября 1997 года (Ил. 31).

Было бы несправедливо закончить эту статью, не упомянув выпуски не почтового характера, занимающие, по мнению автора, вполне заслуженную нишу в традиционной филателии. Изображение герба Москвы мы видим на служебных марках московского городского управления (Ил. 32), а рекламная серия известной кондитерской фабрики “Эйнем” (Ныне “Красный Октябрь” посвящена видам Москвы (Ил. 33). На высоком художественном уровне сделаны благотворительные марки времен первой мировой войны, выпущенные московским городским общественным управлением, на одной из них виден автограф великого русского художника В. Васнецова. (Ил. 34). По своему интересны благотворительные и фискальные марки первых лет советской власти. Видимо в последний раз Святой Георгий вздыбил коня, поражая змия на фоне восходящего солнца “нового порядка” на фискальной марке Муниципального отдела московского Совета рабочих и крестьянских депутатов (Ил. 35), а на марке финансового отдела Моссовета изображен уже торжествующий гегемон в окружении пролетарских символов (Ил. 36).

Хочется верить, что отечественная филателия еще не раз обратится к теме нашего прекрасного города и на почтовых миниатюрах появятся не только официально разрешенные (и порядком надоевшие) сюжеты Московского Кремля, но и сюжеты из богатого и до недавнего времени, запрещенного, исторического прошлого, расскажут будущему поколению о незаслуженно забытых именах, делах и символах.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Симонов монастырь

News image

Симонов монастырь был основан в 1370 году преподобным Феодором, учеником Сергия Радонежского. Название свое получил по имени инока Симона (в миру бо...

Туризм. Москва

News image

Самая первая ассоциация с Москвой, так это Кремль и Красная площадь. Кремлевская стена была выстроена из красного кирпича, и окружает она на данн...

Сказка в жизни есть

News image

Кому из нас не нравятся сказки, таких людей нет. Мы их любим за то, что там события происходят так, как не будут происходить в реальной жизни, в стран...

Истории музеев:

Музей воды

В Москве Музей воды открыли в 1993-м году. На данный момент он считается первым и при этом единственным профильным музеем подобного рода в столице. Те...

ХV-ХVII века. Об отношении к строительным объектам

До ХVII в. в Кремле, как и вообще в России, не ставилась задача сохранения древних сооружений. Древность, как таковая, не представляла ценности. Обв...

Авторизация