Главная - Оружейная палата - Витрина 16. Золотые и серебряные изделия 40-60 годов XVIII века. Москва и Петербург

Витрина 16. Золотые и серебряные изделия 40-60 годов XVIII века. Москва и Петербург
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 16. золотые и серебряные изделия 40-60 годов xviii века. москва и петербург

Утверждение общеевропейских норм быта, в начале XVIII века, обусловило изменение правил сервировки стола, обустройства интерьера, изготовления одежды, общественного поведения. Новые традиции, по началу трудно укоренявшиеся на русской почве, к середине столетия становятся органичными. Русское дворянство перестает вести замкнутый домашним кругом образ жизни. Двор Елизаветы Петровны - один из самых блестящих в Европе. Столица Империи привлекает большое количество иностранных мастеров, которые в своем творчестве шли в ногу с западноевропейским искусством, а также творчески переосмысливали русский опыт. Это придавало особый характер развитию серебряного и золотого дела в Петербурге. Почти все иностранные мастера, работавшие в столице, были объединены в собственный (утвержден в 1721 году) иностранный цех. В Петербурге особой известностью пользовались Позье, Адор, Шарф, много работавшие по заказам двора.

Московское ювелирное дело несколько отставало в своем развитии. Для его оживления правительство приглашает лучших мастеров из местных центров. Так, например, для развития эмальерного искусства в Москву в 1745 году был вызван из Сольвычегодска мастер Яков Григорьевич Попов, а для усовершенствования черневого дела из Великого Устюга - Михаил Матвеевич Климшин. Изделия русских серебряников этого времени, испытывают воздействие рококо. Русские мастера также как иностранцы были объединены в цех (утвержден в 1722 году). Заимствуя европейские формы, они производили предметы декоративного убранства интерьеров, сервизы, кофейники, чайники, молочники, шоколадники, бульотки (большие чайники со спиртовой горелкой для подогрева воды). Следуя традиции - исконно русскую посуду - ковши, братины, которые с этого времени использовались только для пожалований и наград.

Произведения этого времени (стиля рококо) как правило, сложной формы, украшены причудливым вычурным орнаментом, выполненным в основном в техниках чеканки и литья. Литьем обычно выполнялись отдельные детали предметов: ножки, закрученные в виде волют, ручки имеющие вид завитков, навершия крышек, имитирующие связки плодов и цветов, фигуры, служащие ножками потиров, кубков, ваз. Часто в стилизованный растительный орнамент вплетаются изображения фантастических птиц и животных. Нередко чеканятся амуры со стрелами, человеческие фигуры в картушах, обрамленных пышными ветвями, архитектурные сооружения, реальные животные и растения. Золотые и серебряные изделия 60-х годов XVIII века часто украшают живописной эмалью, которая пришла на смену разнообразным эмалям XVII века. Для эмалей характерны яркие: красные, желтые, зеленые, синие цвета. Колористической гамме эмали соответствует подбор драгоценных камней: густо-красные рубины, васильково-синие сапфиры, сверкающие весенней зеленью изумруды.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Донской монастырь

News image

Зима, когда было холодно Под большим впечатлением от книги Б. Акунина Кладбищенские истории мы решили посетить Донской монастырь и Донское клад...

Экскурсия Пастернак без бронзы

News image

Началась экскурсия у дома 21 по Мясницкой улице. Здесь, в доме Юшковых , располагалось Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1884 году Леониду Ос...

По алевизовским местам

News image

Итак, мы решили прокатиться по Москве, по тем местам, где стоят церкви, построенные русским зодчим и итальянцем Алевизом Новым, которого, как и всех...

Истории музеев:

Резиденция русских царей и патриархов (XVI век)

В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его пра...

Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)

Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Пе...

Авторизация