![]() ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ |
![]() ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА |
![]() ФЕДОР ИВАНОВИЧ БЛАЖЕННЫЙ |
![]() ФЁДОР ГОДУНОВ |
Витрина 16. Золотые и серебряные изделия 40-60 годов XVIII века. Москва и Петербург |
Путеводитель - Оружейная палата |
Утверждение общеевропейских норм быта, в начале XVIII века, обусловило изменение правил сервировки стола, обустройства интерьера, изготовления одежды, общественного поведения. Новые традиции, по началу трудно укоренявшиеся на русской почве, к середине столетия становятся органичными. Русское дворянство перестает вести замкнутый домашним кругом образ жизни. Двор Елизаветы Петровны - один из самых блестящих в Европе. Столица Империи привлекает большое количество иностранных мастеров, которые в своем творчестве шли в ногу с западноевропейским искусством, а также творчески переосмысливали русский опыт. Это придавало особый характер развитию серебряного и золотого дела в Петербурге. Почти все иностранные мастера, работавшие в столице, были объединены в собственный (утвержден в 1721 году) иностранный цех. В Петербурге особой известностью пользовались Позье, Адор, Шарф, много работавшие по заказам двора. Московское ювелирное дело несколько отставало в своем развитии. Для его оживления правительство приглашает лучших мастеров из местных центров. Так, например, для развития эмальерного искусства в Москву в 1745 году был вызван из Сольвычегодска мастер Яков Григорьевич Попов, а для усовершенствования черневого дела из Великого Устюга - Михаил Матвеевич Климшин. Изделия русских серебряников этого времени, испытывают воздействие рококо. Русские мастера также как иностранцы были объединены в цех (утвержден в 1722 году). Заимствуя европейские формы, они производили предметы декоративного убранства интерьеров, сервизы, кофейники, чайники, молочники, шоколадники, бульотки (большие чайники со спиртовой горелкой для подогрева воды). Следуя традиции - исконно русскую посуду - ковши, братины, которые с этого времени использовались только для пожалований и наград. Произведения этого времени (стиля рококо) как правило, сложной формы, украшены причудливым вычурным орнаментом, выполненным в основном в техниках чеканки и литья. Литьем обычно выполнялись отдельные детали предметов: ножки, закрученные в виде волют, ручки имеющие вид завитков, навершия крышек, имитирующие связки плодов и цветов, фигуры, служащие ножками потиров, кубков, ваз. Часто в стилизованный растительный орнамент вплетаются изображения фантастических птиц и животных. Нередко чеканятся амуры со стрелами, человеческие фигуры в картушах, обрамленных пышными ветвями, архитектурные сооружения, реальные животные и растения. Золотые и серебряные изделия 60-х годов XVIII века часто украшают живописной эмалью, которая пришла на смену разнообразным эмалям XVII века. Для эмалей характерны яркие: красные, желтые, зеленые, синие цвета. Колористической гамме эмали соответствует подбор драгоценных камней: густо-красные рубины, васильково-синие сапфиры, сверкающие весенней зеленью изумруды. |
Читайте: |
---|
Надвратная часовня и первые впечатления![]() Первое, что вы увидите в монастыре (кроме стен и башен) – надвратный храм Симеона Столпника, построенный первоначально в XVII веке, используемый пос... |
Модерн +![]() Модерн как стиль в нашей стране появился, развился, а потом пришел в упадок в период примерно с 1898 года (начало постройки особняка Листа) по 1914 ... |
Манежная площадь![]() На месте Манежной площади в XVI в. находился Моисеевский женский монастырь с кладбищем, который в XVIII в. был снесён. После этого сюда перенесли ла... |
ХVIII век. Зарождение патриотического понятия памятники стаВ эпоху императрицы Елизаветы Петровны ориентация на древние отечественные памятники становится частью государственной идеологической политики. Ее д... |
Московская Оружейная палата в ведении Московского дворцовогоВ конце 1885 года происходит реорганизация Министерства императорского двора. Упраздняется Московская дворцовая контора, её функции передаются Моско... |