Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века |
Путеводитель - Оружейная палата |
Период господства в России стиля рококо был недолгим. Уже в 70-х годах XVIII века пышное, вычурное, асимметричное рококо сменяется строгим классицизмом. Художественное направление - классицизм, обязано своим появлением интересу к античному классическому искусству, вызванному раскопками городов Геркуланума (1719) и Помпеи (1748), погибших при извержении Везувия. Ювелирные изделия этого стиля украшают столь любимые в античные времена цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви. Декор симметричен, выполнен в технике литья и низкой чеканки. Для предметов этого времени характерно наличие больших гладких плоскостей, которые дают возможность особенно хорошо выявить красоту самого металла. В Москве в конце XVIII - начале XIX века особой известностью пользовался ювелир Алексей Ратков. Его работы свидетельствуют о том, как постепенно в творчество московских ювелиров проникали новые модные тенденции. В нашем музее хранится двадцать из тридцати восьми сохранившихся работ этого замечательного московского златокузнеца. Во второй половине XVIII века продолжается развитие живописной эмали. Ее колорит резко меняется. Преобладает двухцветная эмаль - гризайль холодных тонов (преимущественно серо-голубая). Ее холодные тона соответствовали простым геометрическим формам и сдержанному лаконичному узору. Мастера органично сочетали эмали и драгоценные камни, среди них главенствующее место принадлежало бриллиантам. Среди ассортимента ювелирных изделий преобладали предметы для украшения интерьера. В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Золотые и серебряные изделия органично сочетались с классицистическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками. Часто рисунки для произведений декоративно-прикладного искусства выполи известные архитекторы, такие как Львов, Воронихин, Бренна, Гаттенбергер. Широкое распространение получают новые формы посуды. Чай становится популярным у русских людей напитком. Появляется большое количество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара. Распространяется мода на разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. В моду входят драгоценные камни пастельных тонов: аквамарины, агата, топазы, ониксы, а в 20 - 30-х годах XIX века кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавали особое смысловое значение, и располагали их в изделии в таком порядке, что первые буквы названий, составляли имя или девиз. В декоре изделий II четверти XIX века нашла отражение героическая, военная тема навеянная событиями Отечественной войны 1812 года. Её отражением становятся изображения пушек, снарядов, копий, знамен и ядер, пеших и конных воинов, орлов на военных трофеях не свойственные до того русскому декоративному искусству. Подъем национального самосознания, гордость Отечеством, пробудили интерес ко всему русскому. В 1820-1830 гг. на серебряных изделиях появляется большое число видов Москвы и Петербурга. |
Читайте: |
---|
Золотая миля![]() Может ли быть интересной прогулка по району, сплошь застроенному образцами современной архитектуры? Модернистская архитектура сродни аттракциону, о... |
Мосты и реки![]() В Москве конечно мостов гораздо меньше, чем в том же Санкт-Петербурге, где на экскурсию хотя бы по основным переправам понадобились бы ни одни сутки... |
Знаменитый московский Царь-колоколНаходящийся в Кремле Царь-колокол признан уникальным произведением литейного искусства, и это единственный из колоколов, за время своего существования... |
Государственный музей декоративного искусства Оружейная палВ июле 1922 года утверждается новое Положение о музее и его новое название - Государственный музей декоративного искусства “Оружейная палата”. В муз... |
Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Пе... |