Главная - Оружейная палата - Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века

Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века
Путеводитель - Оружейная палата

витрины 18 и 19. золотые и серебряные изделия последней четверти xviii и первой трети xix века

Период господства в России стиля рококо был недолгим. Уже в 70-х годах XVIII века пышное, вычурное, асимметричное рококо сменяется строгим классицизмом. Художественное направление - классицизм, обязано своим появлением интересу к античному классическому искусству, вызванному раскопками городов Геркуланума (1719) и Помпеи (1748), погибших при извержении Везувия.

Ювелирные изделия этого стиля украшают столь любимые в античные времена цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви. Декор симметричен, выполнен в технике литья и низкой чеканки. Для предметов этого времени характерно наличие больших гладких плоскостей, которые дают возможность особенно хорошо выявить красоту самого металла.

В Москве в конце XVIII - начале XIX века особой известностью пользовался ювелир Алексей Ратков. Его работы свидетельствуют о том, как постепенно в творчество московских ювелиров проникали новые модные тенденции. В нашем музее хранится двадцать из тридцати восьми сохранившихся работ этого замечательного московского златокузнеца.

Во второй половине XVIII века продолжается развитие живописной эмали. Ее колорит резко меняется. Преобладает двухцветная эмаль - гризайль холодных тонов (преимущественно серо-голубая). Ее холодные тона соответствовали простым геометрическим формам и сдержанному лаконичному узору. Мастера органично сочетали эмали и драгоценные камни, среди них главенствующее место принадлежало бриллиантам.

Среди ассортимента ювелирных изделий преобладали предметы для украшения интерьера. В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Золотые и серебряные изделия органично сочетались с классицистическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками. Часто рисунки для произведений декоративно-прикладного искусства выполи известные архитекторы, такие как Львов, Воронихин, Бренна, Гаттенбергер.

Широкое распространение получают новые формы посуды. Чай становится популярным у русских людей напитком. Появляется большое количество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара. Распространяется мода на разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. В моду входят драгоценные камни пастельных тонов: аквамарины, агата, топазы, ониксы, а в 20 - 30-х годах XIX века кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавали особое смысловое значение, и располагали их в изделии в таком порядке, что первые буквы названий, составляли имя или девиз.

В декоре изделий II четверти XIX века нашла отражение героическая, военная тема навеянная событиями Отечественной войны 1812 года. Её отражением становятся изображения пушек, снарядов, копий, знамен и ядер, пеших и конных воинов, орлов на военных трофеях не свойственные до того русскому декоративному искусству. Подъем национального самосознания, гордость Отечеством, пробудили интерес ко всему русскому. В 1820-1830 гг. на серебряных изделиях появляется большое число видов Москвы и Петербурга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

От Третьяковки до Красной площади

News image

Чтобы проследовать по этому маршруту, нужно добраться до ст.м. Третьяковская , и далее идти по направлению к Лаврушинскому переулку, проходя мимо з...

Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

News image

Возведен в 1561 году, перестроен в 1729 и 1752 гг. Двухэтажный, включает в себя несколько церквей, причем первый этаж находится сейчас на реставраци...

Патриаршие палаты Крестовая палата

News image

Крестовая палата дворца представляет особый интерес. Ее площадь 280 квадратных метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было б...

Истории музеев:

200 лет Музеям Кремля

В 2006 году Музеи Московского Кремля будут праздновать свой 200-летний юбилей. Датой основания музея принято считать 10 марта 1806 года. В этот день...

История Московского Кремля

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Мо...

Авторизация