Главная - Оружейная палата - Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века

Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века
Путеводитель - Оружейная палата

витрины 18 и 19. золотые и серебряные изделия последней четверти xviii и первой трети xix века

Период господства в России стиля рококо был недолгим. Уже в 70-х годах XVIII века пышное, вычурное, асимметричное рококо сменяется строгим классицизмом. Художественное направление - классицизм, обязано своим появлением интересу к античному классическому искусству, вызванному раскопками городов Геркуланума (1719) и Помпеи (1748), погибших при извержении Везувия.

Ювелирные изделия этого стиля украшают столь любимые в античные времена цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви. Декор симметричен, выполнен в технике литья и низкой чеканки. Для предметов этого времени характерно наличие больших гладких плоскостей, которые дают возможность особенно хорошо выявить красоту самого металла.

В Москве в конце XVIII - начале XIX века особой известностью пользовался ювелир Алексей Ратков. Его работы свидетельствуют о том, как постепенно в творчество московских ювелиров проникали новые модные тенденции. В нашем музее хранится двадцать из тридцати восьми сохранившихся работ этого замечательного московского златокузнеца.

Во второй половине XVIII века продолжается развитие живописной эмали. Ее колорит резко меняется. Преобладает двухцветная эмаль - гризайль холодных тонов (преимущественно серо-голубая). Ее холодные тона соответствовали простым геометрическим формам и сдержанному лаконичному узору. Мастера органично сочетали эмали и драгоценные камни, среди них главенствующее место принадлежало бриллиантам.

Среди ассортимента ювелирных изделий преобладали предметы для украшения интерьера. В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Золотые и серебряные изделия органично сочетались с классицистическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками. Часто рисунки для произведений декоративно-прикладного искусства выполи известные архитекторы, такие как Львов, Воронихин, Бренна, Гаттенбергер.

Широкое распространение получают новые формы посуды. Чай становится популярным у русских людей напитком. Появляется большое количество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара. Распространяется мода на разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. В моду входят драгоценные камни пастельных тонов: аквамарины, агата, топазы, ониксы, а в 20 - 30-х годах XIX века кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавали особое смысловое значение, и располагали их в изделии в таком порядке, что первые буквы названий, составляли имя или девиз.

В декоре изделий II четверти XIX века нашла отражение героическая, военная тема навеянная событиями Отечественной войны 1812 года. Её отражением становятся изображения пушек, снарядов, копий, знамен и ядер, пеших и конных воинов, орлов на военных трофеях не свойственные до того русскому декоративному искусству. Подъем национального самосознания, гордость Отечеством, пробудили интерес ко всему русскому. В 1820-1830 гг. на серебряных изделиях появляется большое число видов Москвы и Петербурга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Успенский собор

News image

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали и...

Получаем китайскую визу

News image

Подготовьте ваш загранпаспорт. Там обязательно должна присутствовать хотя бы одна чистая страница, она необходима для проставления китайской визы...

Троицкий собор

News image

Троицкий собор был построен в 1833-38 гг. по проекту архитектора Бове (в свое время он возглавил комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812...

Истории музеев:

В последний век Московского царства (XVII век)

После смерти царя Бориса в 1605 году в России началась ожесточенная борьба за власть. Она сопровождалась заговорами, появлением царей-самозванцев и ...

Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)

Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Пе...

Авторизация