![]() СОФЬЯ ВИТОВТОВНА ЛИТОВСКАЯ |
![]() ФЁДОР ГОДУНОВ |
![]() ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ |
![]() ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА |
Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века |
Путеводитель - Оружейная палата |
Период господства в России стиля рококо был недолгим. Уже в 70-х годах XVIII века пышное, вычурное, асимметричное рококо сменяется строгим классицизмом. Художественное направление - классицизм, обязано своим появлением интересу к античному классическому искусству, вызванному раскопками городов Геркуланума (1719) и Помпеи (1748), погибших при извержении Везувия. Ювелирные изделия этого стиля украшают столь любимые в античные времена цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви. Декор симметричен, выполнен в технике литья и низкой чеканки. Для предметов этого времени характерно наличие больших гладких плоскостей, которые дают возможность особенно хорошо выявить красоту самого металла. В Москве в конце XVIII - начале XIX века особой известностью пользовался ювелир Алексей Ратков. Его работы свидетельствуют о том, как постепенно в творчество московских ювелиров проникали новые модные тенденции. В нашем музее хранится двадцать из тридцати восьми сохранившихся работ этого замечательного московского златокузнеца. Во второй половине XVIII века продолжается развитие живописной эмали. Ее колорит резко меняется. Преобладает двухцветная эмаль - гризайль холодных тонов (преимущественно серо-голубая). Ее холодные тона соответствовали простым геометрическим формам и сдержанному лаконичному узору. Мастера органично сочетали эмали и драгоценные камни, среди них главенствующее место принадлежало бриллиантам. Среди ассортимента ювелирных изделий преобладали предметы для украшения интерьера. В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Золотые и серебряные изделия органично сочетались с классицистическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками. Часто рисунки для произведений декоративно-прикладного искусства выполи известные архитекторы, такие как Львов, Воронихин, Бренна, Гаттенбергер. Широкое распространение получают новые формы посуды. Чай становится популярным у русских людей напитком. Появляется большое количество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара. Распространяется мода на разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. В моду входят драгоценные камни пастельных тонов: аквамарины, агата, топазы, ониксы, а в 20 - 30-х годах XIX века кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавали особое смысловое значение, и располагали их в изделии в таком порядке, что первые буквы названий, составляли имя или девиз. В декоре изделий II четверти XIX века нашла отражение героическая, военная тема навеянная событиями Отечественной войны 1812 года. Её отражением становятся изображения пушек, снарядов, копий, знамен и ядер, пеших и конных воинов, орлов на военных трофеях не свойственные до того русскому декоративному искусству. Подъем национального самосознания, гордость Отечеством, пробудили интерес ко всему русскому. В 1820-1830 гг. на серебряных изделиях появляется большое число видов Москвы и Петербурга. |
Читайте: |
---|
Знаменитый московский Царь-колоколНаходящийся в Кремле Царь-колокол признан уникальным произведением литейного искусства, и это единственный из колоколов, за время своего существования... |
Современный ГУМСледует сказать, что ГУМ не останавливается на достигнутом, он продолжает развиваться. На данный момент на месте постсоветской торговли создается унив... |
Ограда в стиле модерн![]() Вычурный дом 50 в стиле модерн (ЦДЛ) не идет ни в какое сравнение с лучшими особняками, построенными в ту же эпоху на Поварской. Будучи отданы заруб... |
Мастерская и Оружейная палата в ведении Экспедиции КремлевскСтатус музея Мастерская и Оружейная палата получает в соответствии с Указом императора Александра I “О правилах управления и сохранения в порядке и ... |
Резиденция русских царей и патриархов (XVI век)В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его пра... |