Главная - Оружейная палата - Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века


Витрины 18 и 19. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века
Путеводитель - Оружейная палата

витрины 18 и 19. золотые и серебряные изделия последней четверти xviii и первой трети xix века

Период господства в России стиля рококо был недолгим. Уже в 70-х годах XVIII века пышное, вычурное, асимметричное рококо сменяется строгим классицизмом. Художественное направление - классицизм, обязано своим появлением интересу к античному классическому искусству, вызванному раскопками городов Геркуланума (1719) и Помпеи (1748), погибших при извержении Везувия.

Ювелирные изделия этого стиля украшают столь любимые в античные времена цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви. Декор симметричен, выполнен в технике литья и низкой чеканки. Для предметов этого времени характерно наличие больших гладких плоскостей, которые дают возможность особенно хорошо выявить красоту самого металла.

В Москве в конце XVIII - начале XIX века особой известностью пользовался ювелир Алексей Ратков. Его работы свидетельствуют о том, как постепенно в творчество московских ювелиров проникали новые модные тенденции. В нашем музее хранится двадцать из тридцати восьми сохранившихся работ этого замечательного московского златокузнеца.

Во второй половине XVIII века продолжается развитие живописной эмали. Ее колорит резко меняется. Преобладает двухцветная эмаль - гризайль холодных тонов (преимущественно серо-голубая). Ее холодные тона соответствовали простым геометрическим формам и сдержанному лаконичному узору. Мастера органично сочетали эмали и драгоценные камни, среди них главенствующее место принадлежало бриллиантам.

Среди ассортимента ювелирных изделий преобладали предметы для украшения интерьера. В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Золотые и серебряные изделия органично сочетались с классицистическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками. Часто рисунки для произведений декоративно-прикладного искусства выполи известные архитекторы, такие как Львов, Воронихин, Бренна, Гаттенбергер.

Широкое распространение получают новые формы посуды. Чай становится популярным у русских людей напитком. Появляется большое количество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара. Распространяется мода на разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. В моду входят драгоценные камни пастельных тонов: аквамарины, агата, топазы, ониксы, а в 20 - 30-х годах XIX века кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавали особое смысловое значение, и располагали их в изделии в таком порядке, что первые буквы названий, составляли имя или девиз.

В декоре изделий II четверти XIX века нашла отражение героическая, военная тема навеянная событиями Отечественной войны 1812 года. Её отражением становятся изображения пушек, снарядов, копий, знамен и ядер, пеших и конных воинов, орлов на военных трофеях не свойственные до того русскому декоративному искусству. Подъем национального самосознания, гордость Отечеством, пробудили интерес ко всему русскому. В 1820-1830 гг. на серебряных изделиях появляется большое число видов Москвы и Петербурга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Два леса

News image

Приехав на станцию метро «Тёплый стан», выходите из последнего вагона на нечётную сторону улицы Профсоюзной. Ориентир: на противоположной стороне за...

Национальный Культурный центр Украины, который находится в Москве

News image

Строение, которое находится по улице Арбат, дом 9 было возведено согласно проекту, разработанному архитектором Н.И. Гущина. Это было в 1873-м году. Но...

По алевизовским местам

News image

Итак, мы решили прокатиться по Москве, по тем местам, где стоят церкви, построенные русским зодчим и итальянцем Алевизом Новым, которого, как и всех...

Истории музеев:

ХV-ХVII века. Об отношении к строительным объектам

До ХVII в. в Кремле, как и вообще в России, не ставилась задача сохранения древних сооружений. Древность, как таковая, не представляла ценности. Обв...

Московская Оружейная палата в ведении Московского дворцового

В конце 1885 года происходит реорганизация Министерства императорского двора. Упраздняется Московская дворцовая контора, её функции передаются Моско...

Авторизация



Погода