Витрина 6. Произведения московских златокузнецов XVI века |
Путеводитель - Оружейная палата |
Русские ювелирные изделия второй половины XVI в., представленные в этой витрине, отличаются изысканной простотой и спокойной логикой форм и в то же время в них, используются самые различные способы украшения. Сотрудничество местных златокузнецов с западноевропейскими мастерами эпохи Возрождения оказало определенное воздействие на русское ювелирное искусство. Влияние Ренессанса ощущается, например, в орнаментации многих памятников XVI в.При этом творчество московских ювелиров, по-своему воспринимавших иностранные образцы, полностью сохранило свой собственный, глубоко национальный характер.Орнамент, как правило, образован из стилизованных растительных элементов, исключительно изящных по рисунку. Орнаментальные композиции имеют четкую, строго ритмичную схему с ясно выделенным основным мотивом. Нежная по колориту эмаль, бархатистая чернь, крупные неграненые драгоценные камни, создающие мягкие красочные пятна, завершают декоративное убранство этих редких по красоте вещей. В XVI столетии эмаль, как правило, использовалась в сочетании со сканым орнаментом. Предпочтение отдавалось изысканным зеленым и голубоватым тонам. Они прекрасно сочетались с крупными неограненными камнями – синими сапфирами и розовыми турмалинами. Так декорированы, например, великолепные произведения грозненского времени: золотой оклад Евангелия 1571 г., оклады иконы «Богоматерь Одигитрия» и мерной иконы царевича Ивана Ивановича «Иоанн Лествичник». Обратите внимание на напрестольные кресты 1562 и 1599 годов. Оклад иконы «Богоматерь Владимирская» связан своей историей с семьей Ивана Грозного. Во второй половине XVI века мастера для украшения ювелирных изделий, по-прежнему, широко используют чеканку. Так декорированы, представленные ниже, оклад иконы Николай Чудотворец и два напрестольных Евангелия. От этого времени до нас дошли прекрасные памятники глиптики. Большой интерес представляют три агатовые камеи – редкие по величине и красоте произведения русской глиптики второй половины XVI в. Одна из них в роскошной золотой оправе с драгоценными камнями и жемчугом, с изображением Иоанна Предтечи, украшает панагию, принадлежавшую царю Ивану Грозному. По-своему замечательны образок с резным на халцедоне с изображением Знамения Божией Матери и крест наперсный с византийской камеей XII века на сапфире в драгоценной оправе работы московских мастеров. В витрине представлены образцы питьевой посуды ковши, стаканы, братины, чарки - изделия московских и местных мастеров. Наиболее выразительны и технически совершенны произведения молдавских ювелиров –серебряников. Эти роскошные предметы, в свое время имевшие большое значение для укрепления авторитета и власти феодального государства, дороги нам как замечательные памятники национального искусства, отразившие эстетические представления своего времени. |
Читайте: |
---|
Белый город![]() Белый город, крепостные сооружения — третий пояс обороны Москвы, примыкавший на левом берегу р. Москвы к Кремлю и Китай-городу. Построен в 1585—93 п... |
Доходный дом общества РоссияСейчас мы расскажем, наверное, о самом красивом дореволюционном строении Москвы, ну, а точнее о доходном доме страхового общества “Россия”. У этого из... |
Туризм. МоскваСамая первая ассоциация с Москвой, так это Кремль и Красная площадь. Кремлевская стена была выстроена из красного кирпича, и окружает она на данн... |
Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам мОсенью 1918 года музей “Оружейная палата” переходит в ведение отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. К весне... |
ХVIII век. Зарождение патриотического понятия памятники стаВ эпоху императрицы Елизаветы Петровны ориентация на древние отечественные памятники становится частью государственной идеологической политики. Ее д... |