![]() ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ |
![]() ФЁДОР ГОДУНОВ |
![]() ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ |
![]() ИВАН IV ГРОЗНЫЙ |
Витрина 6. Произведения московских златокузнецов XVI века |
Путеводитель - Оружейная палата |
Русские ювелирные изделия второй половины XVI в., представленные в этой витрине, отличаются изысканной простотой и спокойной логикой форм и в то же время в них, используются самые различные способы украшения. Сотрудничество местных златокузнецов с западноевропейскими мастерами эпохи Возрождения оказало определенное воздействие на русское ювелирное искусство. Влияние Ренессанса ощущается, например, в орнаментации многих памятников XVI в.При этом творчество московских ювелиров, по-своему воспринимавших иностранные образцы, полностью сохранило свой собственный, глубоко национальный характер.Орнамент, как правило, образован из стилизованных растительных элементов, исключительно изящных по рисунку. Орнаментальные композиции имеют четкую, строго ритмичную схему с ясно выделенным основным мотивом. Нежная по колориту эмаль, бархатистая чернь, крупные неграненые драгоценные камни, создающие мягкие красочные пятна, завершают декоративное убранство этих редких по красоте вещей. В XVI столетии эмаль, как правило, использовалась в сочетании со сканым орнаментом. Предпочтение отдавалось изысканным зеленым и голубоватым тонам. Они прекрасно сочетались с крупными неограненными камнями – синими сапфирами и розовыми турмалинами. Так декорированы, например, великолепные произведения грозненского времени: золотой оклад Евангелия 1571 г., оклады иконы «Богоматерь Одигитрия» и мерной иконы царевича Ивана Ивановича «Иоанн Лествичник». Обратите внимание на напрестольные кресты 1562 и 1599 годов. Оклад иконы «Богоматерь Владимирская» связан своей историей с семьей Ивана Грозного. Во второй половине XVI века мастера для украшения ювелирных изделий, по-прежнему, широко используют чеканку. Так декорированы, представленные ниже, оклад иконы Николай Чудотворец и два напрестольных Евангелия. От этого времени до нас дошли прекрасные памятники глиптики. Большой интерес представляют три агатовые камеи – редкие по величине и красоте произведения русской глиптики второй половины XVI в. Одна из них в роскошной золотой оправе с драгоценными камнями и жемчугом, с изображением Иоанна Предтечи, украшает панагию, принадлежавшую царю Ивану Грозному. По-своему замечательны образок с резным на халцедоне с изображением Знамения Божией Матери и крест наперсный с византийской камеей XII века на сапфире в драгоценной оправе работы московских мастеров. В витрине представлены образцы питьевой посуды ковши, стаканы, братины, чарки - изделия московских и местных мастеров. Наиболее выразительны и технически совершенны произведения молдавских ювелиров –серебряников. Эти роскошные предметы, в свое время имевшие большое значение для укрепления авторитета и власти феодального государства, дороги нам как замечательные памятники национального искусства, отразившие эстетические представления своего времени. |
Читайте: |
---|
Патриарший (Алексеевский) мост![]() Самый новый мост на нашем маршруте. Он был открыт в 2004 году, и в его создании как художник принял участие всеми любимый Зураб Церетели. Но интерес... |
Театр «Арбат-Опера»Абсолютно у каждого театра есть своя собственная история. Вот для «Арбат-Опера» история началась с премьеры оперы под названием «Моцарт и Сальери». По... |
Два леса![]() Приехав на станцию метро «Тёплый стан», выходите из последнего вагона на нечётную сторону улицы Профсоюзной. Ориентир: на противоположной стороне за... |
Московская Оружейная палата в ведении Московского дворцовогоВ конце 1885 года происходит реорганизация Министерства императорского двора. Упраздняется Московская дворцовая контора, её функции передаются Моско... |
Пограничная крепость(XII – I половина XIII века)В первой половине XII века на Боровицком холме, где сегодня раскинулся Кремль, возникло славянское поселение, давшее начало городу Москве. Вятичи, в... |