Витрина 20. Панагии XVIII - XIX веков. Ювелирные изделия фирмы Фаберже |
Путеводитель - Оружейная палата |
В самостоятельную коллекцию выделены нагрудные знаки высшего духовенства - панагии - небольшие иконы, которые носили на цепочке поверх одежды. Панагии известны с глубокой древности. В XV-XVI веках они состояли из двух половинок, соединенных шарниром. На створчатых панагиях изображали внутри Знамение и Троицу , а снаружи - Распятие или Вознесение . Такие панагии носили название путных , т.е. путевых, дорожных. С конца XVI века появляется новый тип нарядной панагии в виде небольшой иконы, богато украшенной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. В XVII веке панагии по пышности украшения не уступают светским изделиям. В XVIII веке получили распространение жалованные панагии, на оборотной стороне которых помещались миниатюрные царские портреты на эмали. Коллекция панагий позволяет проследить не только этапы развития русского ювелирного искусства двух столетий, но и меняющуюся моду на драгоценные камни. XVIII век любил яркие, сочные драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины. В XIX веке преобладают драгоценные камни нежных и светлых тонов. Строгим формам классицизма соответствовали сверкающие, хорошо ограненные алмазы - бриллианты. В XIX веке производство золотых и серебряных изделий в Москве и Петербурге сосредоточивается в крупных мастерских, фирмах, на фабриках, оснащенных новым механическим оборудованием. Только большие ювелирные объединения были в состоянии внедрить в производство механическую полировку листового серебра, золочение гальваническим способом, штамповку, фигурное литье и т.д. Работы мастеров этих фирм получили заслуженное признание как в России, так и за рубежом. Крупнейшей ювелирной фирмой России, пользовавшейся мировой известностью, была фирма Фаберже. Основал её в Петербурге, в 1842 году Густав Фаберже, предки которого еще в 1685 году покинули Францию и поселились в Эстонии. Однако всемирную славу фирма приобрела при его сыне Карле. Он получил прекрасную подготовку: окончил одну из лучших гимназий Петербурга, учился в Германии у золотых дел мастера Фридмана, много путешествовал по Европе, посетил Англию, Францию, Италию, где знакомился с постановкой ювелирного дела. В 1870 году Карл целиком взял в руки дело фирмы, и уже в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве его работы были отмечены золотой медалью. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже Карл Фаберже получил орден Почетного легиона. В мастерских фирмы работало около пятисот человек. Широчайший ассортимент изделий включал: табакерки, пудреницы, ароматницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги и т.п. Предметы, выполненные фирмой, отличаются виртуозной ювелирной техникой и оригинальностью художественного замысла. Фаберже, например, придумал сувениры из различных материалов в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри. Это нововведение имело большой успех. В течение одиннадцати лет Фаберже получал от императорского двора заказы на изготовление пасхальных яиц-подарков. Обладая художественным вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, Карл Фаберже сумел для работы в своих мастерских привлечь первоклассных художников и ювелиров. Одним из талантливейших мастеров фирмы был Михаил Евлампиевич Перхин. Крестьянин по происхождению, ювелир-самоучка, он в 1886 году смог открыть свою собственную мастерскую и работал в основном для фирмы. Почти все пасхальные подарки фирмы Фаберже выполнялись в мастерской Перхина. Фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями, чистыми по цвету, интересными по технике исполнения. Мастера фирмы использовали при изготовлении эмалей до пятисот цветов и оттенков, умели создавать эффект переливающихся эмалей (на предмет наносили пять-шесть слоев и каждый обжигали). В 1916 году лучший французский эмальер Гуйон, на просьбу сына Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу воскликнул: Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге . Умение достичь совершенства художественной формы ювелирного изделия, а не только виртуозное владение ювелирными техниками отличало работы мастеров фирмы Фаберже. Положение поставщика двора придавало изделиям фирмы элитарность, что формировало вкусы в прикладном искусстве не только у мастеров, но и у заказчиков. |
Читайте: |
---|
Архангельский собор Иконостас![]() Иконостас Архангельского собора состоит из четырех ярусов: местного, праздничного, деисусного и пророческого. Завершает монументальное сооружение ик... |
Москва-река: речные прогулки и круизыПогулять по удивительной реке на уютном теплоходе это настоящее удовольствие, от которого никто не сможет отказаться. Представьте, как вы поднима... |
Церковь Николая Чудотворца в Толмачах![]() Сама церковь очень старая, но колокольна возведена относительно недавно - в середине XIX века (в стиле ампир ). Храм закрыли в 1929 году и перед... |
Резиденция русских царей и патриархов (XVI век)В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его пра... |
ХVIII век. Зарождение патриотического понятия памятники стаВ эпоху императрицы Елизаветы Петровны ориентация на древние отечественные памятники становится частью государственной идеологической политики. Ее д... |