Главная - Оружейная палата - Витрина 20. Панагии XVIII - XIX веков. Ювелирные изделия фирмы Фаберже

Витрина 20. Панагии XVIII - XIX веков. Ювелирные изделия фирмы Фаберже
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 20. панагии xviii - xix веков. ювелирные изделия фирмы фаберже

В самостоятельную коллекцию выделены нагрудные знаки высшего духовенства - панагии - небольшие иконы, которые носили на цепочке поверх одежды. Панагии известны с глубокой древности. В XV-XVI веках они состояли из двух половинок, соединенных шарниром. На створчатых панагиях изображали внутри Знамение и Троицу , а снаружи - Распятие или Вознесение . Такие панагии носили название путных , т.е. путевых, дорожных. С конца XVI века появляется новый тип нарядной панагии в виде небольшой иконы, богато украшенной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. В XVII веке панагии по пышности украшения не уступают светским изделиям. В XVIII веке получили распространение жалованные панагии, на оборотной стороне которых помещались миниатюрные царские портреты на эмали.

Коллекция панагий позволяет проследить не только этапы развития русского ювелирного искусства двух столетий, но и меняющуюся моду на драгоценные камни. XVIII век любил яркие, сочные драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины. В XIX веке преобладают драгоценные камни нежных и светлых тонов. Строгим формам классицизма соответствовали сверкающие, хорошо ограненные алмазы - бриллианты.

В XIX веке производство золотых и серебряных изделий в Москве и Петербурге сосредоточивается в крупных мастерских, фирмах, на фабриках, оснащенных новым механическим оборудованием. Только большие ювелирные объединения были в состоянии внедрить в производство механическую полировку листового серебра, золочение гальваническим способом, штамповку, фигурное литье и т.д. Работы мастеров этих фирм получили заслуженное признание как в России, так и за рубежом. Крупнейшей ювелирной фирмой России, пользовавшейся мировой известностью, была фирма Фаберже.

Основал её в Петербурге, в 1842 году Густав Фаберже, предки которого еще в 1685 году покинули Францию и поселились в Эстонии. Однако всемирную славу фирма приобрела при его сыне Карле. Он получил прекрасную подготовку: окончил одну из лучших гимназий Петербурга, учился в Германии у золотых дел мастера Фридмана, много путешествовал по Европе, посетил Англию, Францию, Италию, где знакомился с постановкой ювелирного дела. В 1870 году Карл целиком взял в руки дело фирмы, и уже в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве его работы были отмечены золотой медалью. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже Карл Фаберже получил орден Почетного легиона.

В мастерских фирмы работало около пятисот человек. Широчайший ассортимент изделий включал: табакерки, пудреницы, ароматницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги и т.п. Предметы, выполненные фирмой, отличаются виртуозной ювелирной техникой и оригинальностью художественного замысла. Фаберже, например, придумал сувениры из различных материалов в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри. Это нововведение имело большой успех. В течение одиннадцати лет Фаберже получал от императорского двора заказы на изготовление пасхальных яиц-подарков. Обладая художественным вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, Карл Фаберже сумел для работы в своих мастерских привлечь первоклассных художников и ювелиров. Одним из талантливейших мастеров фирмы был Михаил Евлампиевич Перхин. Крестьянин по происхождению, ювелир-самоучка, он в 1886 году смог открыть свою собственную мастерскую и работал в основном для фирмы. Почти все пасхальные подарки фирмы Фаберже выполнялись в мастерской Перхина.

Фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями, чистыми по цвету, интересными по технике исполнения. Мастера фирмы использовали при изготовлении эмалей до пятисот цветов и оттенков, умели создавать эффект переливающихся эмалей (на предмет наносили пять-шесть слоев и каждый обжигали). В 1916 году лучший французский эмальер Гуйон, на просьбу сына Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу воскликнул: Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге .

Умение достичь совершенства художественной формы ювелирного изделия, а не только виртуозное владение ювелирными техниками отличало работы мастеров фирмы Фаберже. Положение поставщика двора придавало изделиям фирмы элитарность, что формировало вкусы в прикладном искусстве не только у мастеров, но и у заказчиков.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Дом со Львами

News image

Дом со Львами - Ермолаевский переулок № 9. Построен в 1944-1945 гг. (архитекторы М.М

Современный ГУМ

News image

Следует сказать, что ГУМ не останавливается на достигнутом, он продолжает развиваться. На данный момент на месте постсоветской торговли создается унив...

Кутафья башня Кремля. Защита входа в крепость

News image

Само название Кутафья считалось связанным с неуклюжей формой этой башни. Ранее она называлась еще Борисоглебскими или Владимирскими воротами, а такж...

Истории музеев:

Московская Оружейная палата в ведении Московского дворцового

В конце 1885 года происходит реорганизация Министерства императорского двора. Упраздняется Московская дворцовая контора, её функции передаются Моско...

Государственные музеи Московского Кремля в ведении Министерс

На основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 февраля 1960 года Оружейная палата и соборы Кремля изымались из состава Комендатуры ...

Авторизация