Главная - Оружейная палата - Витрина 20. Панагии XVIII - XIX веков. Ювелирные изделия фирмы Фаберже

Витрина 20. Панагии XVIII - XIX веков. Ювелирные изделия фирмы Фаберже
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 20. панагии xviii - xix веков. ювелирные изделия фирмы фаберже

В самостоятельную коллекцию выделены нагрудные знаки высшего духовенства - панагии - небольшие иконы, которые носили на цепочке поверх одежды. Панагии известны с глубокой древности. В XV-XVI веках они состояли из двух половинок, соединенных шарниром. На створчатых панагиях изображали внутри Знамение и Троицу , а снаружи - Распятие или Вознесение . Такие панагии носили название путных , т.е. путевых, дорожных. С конца XVI века появляется новый тип нарядной панагии в виде небольшой иконы, богато украшенной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. В XVII веке панагии по пышности украшения не уступают светским изделиям. В XVIII веке получили распространение жалованные панагии, на оборотной стороне которых помещались миниатюрные царские портреты на эмали.

Коллекция панагий позволяет проследить не только этапы развития русского ювелирного искусства двух столетий, но и меняющуюся моду на драгоценные камни. XVIII век любил яркие, сочные драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины. В XIX веке преобладают драгоценные камни нежных и светлых тонов. Строгим формам классицизма соответствовали сверкающие, хорошо ограненные алмазы - бриллианты.

В XIX веке производство золотых и серебряных изделий в Москве и Петербурге сосредоточивается в крупных мастерских, фирмах, на фабриках, оснащенных новым механическим оборудованием. Только большие ювелирные объединения были в состоянии внедрить в производство механическую полировку листового серебра, золочение гальваническим способом, штамповку, фигурное литье и т.д. Работы мастеров этих фирм получили заслуженное признание как в России, так и за рубежом. Крупнейшей ювелирной фирмой России, пользовавшейся мировой известностью, была фирма Фаберже.

Основал её в Петербурге, в 1842 году Густав Фаберже, предки которого еще в 1685 году покинули Францию и поселились в Эстонии. Однако всемирную славу фирма приобрела при его сыне Карле. Он получил прекрасную подготовку: окончил одну из лучших гимназий Петербурга, учился в Германии у золотых дел мастера Фридмана, много путешествовал по Европе, посетил Англию, Францию, Италию, где знакомился с постановкой ювелирного дела. В 1870 году Карл целиком взял в руки дело фирмы, и уже в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве его работы были отмечены золотой медалью. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже Карл Фаберже получил орден Почетного легиона.

В мастерских фирмы работало около пятисот человек. Широчайший ассортимент изделий включал: табакерки, пудреницы, ароматницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги и т.п. Предметы, выполненные фирмой, отличаются виртуозной ювелирной техникой и оригинальностью художественного замысла. Фаберже, например, придумал сувениры из различных материалов в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри. Это нововведение имело большой успех. В течение одиннадцати лет Фаберже получал от императорского двора заказы на изготовление пасхальных яиц-подарков. Обладая художественным вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, Карл Фаберже сумел для работы в своих мастерских привлечь первоклассных художников и ювелиров. Одним из талантливейших мастеров фирмы был Михаил Евлампиевич Перхин. Крестьянин по происхождению, ювелир-самоучка, он в 1886 году смог открыть свою собственную мастерскую и работал в основном для фирмы. Почти все пасхальные подарки фирмы Фаберже выполнялись в мастерской Перхина.

Фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями, чистыми по цвету, интересными по технике исполнения. Мастера фирмы использовали при изготовлении эмалей до пятисот цветов и оттенков, умели создавать эффект переливающихся эмалей (на предмет наносили пять-шесть слоев и каждый обжигали). В 1916 году лучший французский эмальер Гуйон, на просьбу сына Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу воскликнул: Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге .

Умение достичь совершенства художественной формы ювелирного изделия, а не только виртуозное владение ювелирными техниками отличало работы мастеров фирмы Фаберже. Положение поставщика двора придавало изделиям фирмы элитарность, что формировало вкусы в прикладном искусстве не только у мастеров, но и у заказчиков.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Мебельный центр «Три кита»

News image

Магазин под названием «Три Кита» является достаточно крупным мебельным центром Москвы, у которого достаточно большое количество преимуществ перед оста...

Новый Арбат - Кудринская площадь

News image

Сейчас такое время - почти никуда не выберешься. Поэтому любая прогулка, даже на пару часов, кажется подарком судьбы. Тем более подарком кажется ...

Экскурсия Пастернак без бронзы

News image

Началась экскурсия у дома 21 по Мясницкой улице. Здесь, в доме Юшковых , располагалось Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1884 году Леониду Ос...

Истории музеев:

Чтоб свеча бо не погасла… (II половина XIV - начало XV век

В 1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления на Боровицк...

Век двадцатый

В марте 1918 г. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву, и она обрела статус столицы Российской Советской Федеративной Социалистиче...

Авторизация