Главная - Достопримечательности - Мастер и Маргарита


Мастер и Маргарита
Путеводитель - Достопримечательности

мастер и маргарита

Этот маршрут совпадает с тем, по которому двигались Воланд и Бездомный (от Патриарших до набережной Москвы-реки), за исключением небольшого от него отклонения на Малый Власьевский и Мансуровский.

Также мы видим весь маршрут полета Маргариты (Малый Власьевский, Сивцев, Калошин, Арбат, Большой Николопесковский переулок), и еще часть пути, по которому Бездомного везли в больницу.

Торгсин

Слово торгсин - это сокращение от словосочетания торговля с иностранцами . Потом (это время даже я застал) такие магазины назвали Березка . Для иностранцев и совграждан, которые могли обменять, скажем, драгоценности, получить боны и на эти боны закупиться дефицитом.

Дом, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции, его строили с 1928-го по 1933 год (архитекторы В. Маят и В. Олтаржевский) с элементами конструктивизма.

Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:

- С котами нельзя.

- Я извиняюсь, - задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, - с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?

Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.

Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу.

- У нас только на валюту, - прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей.

- Дорогой мой, - задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, - а откуда вам известно, что у меня ее нет? Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно. Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. Но в данном случае, откидывая эту историю временно в сторону, я хочу сказать вам, что я нажалуюсь на вас заведующему и порасскажу ему о вас таких вещей, что не пришлось бы вам покинуть ваш пост между сверкающими зеркальными дверями.

- У меня, может быть, полный примус валюты, - запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин. Сзади уже напирала и сердилась публика. С ненавистью и сомнением глядя на диковинную парочку, швейцар посторонился, и наши знакомые, Коровьев и Бегемот, очутились в магазине.

Калошин пер., Театр Вахтангова, Большой Николопесковский пер.

Здесь мы, двигаясь по Арбату, пересекаем путь, которым летела Маргарита, ставшая ведьмой. В конце Б. Николопесковского переулка Булгаков поместил здание Драмлита, которого на самом деле там никогда не было. А находится оно в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи.

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение... Третий переулок вел прямо к Арбату... Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвёртым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами.

Это соответственно М. Власьевский пер., Сивцев Вражек, Калошин пер., театр им. Евг. Вахтангова, Б. Николопесковский пер.

Памятник Тимирязеву

Памятник Тимирязеву упоминается вскользь, это лишь еще одна привязка к местности дома Грибоедова. Мы его и так проезжаем, а мне нравится вот место в романе...

- Ты лучше скажи, отчего Грибоедов загорелся? - спросил Воланд.

Оба, и Коровьев и Бегемот, развели руками, подняли глаза к небу, а Бегемот вскричал:

- Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали...

- И вдруг - трах, трах! - подхватил Коровьев, - выстрелы! Обезумев от страха, мы с Бегемотом кинулись бежать на бульвар, преследователи за нами, мы кинулись к Тимирязеву!

- Но чувство долга, - вступил Бегемот, - побороло наш постыдный страх, и мы вернулись!

- Ах, вы вернулись? - сказал Воланд, - ну, конечно, тогда здание сгорело дотла.

- Дотла! - горестно подтвердил Коровьев, - то есть буквально, мессир, дотла, как вы изволили метко выразиться. Одни головешки!

Дом Грибоедова (Дом Герцена), Тверской бульвар, 25

В 20-е годы здесь размещался прообраз МАССОЛИТА - РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей).

Расшифровки этого сокращения (МАССОЛИТ) в тексте Мастера и Маргариты нет, однако наиболее вероятным представляется Мастера (или Мастерская) социалистической литературы, по аналогии с существовавшим в 20-е годы объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы).

В этом доме в 1812 году родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен (1812-1870), внебрачный сын крупного помещика И. А. Яковлева, брата владельца дома сенатора А. А. Яковлева. Булгаков поменял одного писателя (Герцена) на другого (Грибоедова). Но, кроме того, есть еще туманная связь между Грибоедовым и Герценом. Сын сенатора Алексей, двоюродный брат А. И. Герцена, упоминается в грибоедовском Горе от ума княгиней Тугоуховской как чудак, который чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор мой племянник! . Правда, я сомневаюсь, что о ней знал Булгаков. Вообще, я думаю, он (Булгаков) позабавился, читая современные исследования романа. Чего стоит длинная статья (многобукв, ниасилил), где объяснялось, что Мастер и Маргарита - это то же самое, что и Евгений Онегин , один в один.

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

... Когда Бегемот и Коровьев посещают дом Грибоедова, они представляются писателями Скабичевским и Панаевым.

Софья Павловна покорно спросила у Коровьева:

- Как ваша фамилия?

- Панаев, - вежливо ответил тот. Гражданка записала эту фамилию и подняла вопросительный взор на Бегемота.

- Скабичевский, - пропищал тот, почему-то указывая на свой примус.

Софья Павловна записала и это и пододвинула книгу посетителям, чтобы они расписались в ней. Коровьев против Панаева написал Скабичевский , а Бегемот против Скабичевского написал Панаев .

Скабичевский и Панаев - это мелкобуржуазные писатели XIX века, давно умершие. Но тут есть определенная взаимосвязь. Скабичевский очень красочно описывал пожар Петербурга, так же, как и вдова Панаева в своих мемуарах.

Место первой встречи Мастера и Маргариты. Тверская, поворот в Благовещенский переулок

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

В каком месте Тверской произошла встреча, я точно не знаю. Но Благовещенский переулок в этом отношении ничем не хуже других, а лучше других он тем, что мы его проезжаем.

Памятник Маяковскому

Памятника Маяковскому, конечно, тогда не было. Но какая же здесь ирония судьбы!

...Поэт Рюхин, двигаясь по Тверской в центр через будущую площадь Маяковского:

Поэт не глядел уже по сторонам, а, уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.

Да, стихи... Ему - тридцать два года! В самом деле, что же дальше? - И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. - До старости? - Да, до старости. - Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! - безжалостно обращался к самому себе Рюхин, - не верю я ни во что из того, что пишу!..

Прототипом Рюхина был Маяковский.

Театр Варьете (Цирк братьев Никитиных, Мюзик-Холл, Театр Сатиры)

Прообразом Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг. и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 г. тут размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 г. по проекту архитектора Нилуса. Цирк Никитиных упоминается в Собачьем сердце . Кстати, программа Варьете содержит ряд чисто цирковых номеров, вроде чудес велосипедной техники семьи Джули , прототипом которой послужили знаменитые циркачи-велофигуристы семьи Польди (Подрезовых), с успехом выступавшие на сцене Московского мюзик-холла.

Рядом же есть сад Аквариум , где Варенуха на свою беду повстречался с Бегемотом и Азазелло.

Садовая, 302-бис (Большая Садовая, 10)

Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Кроме того, некоторыми чертами планировки Нехорошей квартиры соответствует более просторной квартире №34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2.

В отличие от коридорной системы №50, в квартире №34 было пять комнат, в двух из которых жил богатый финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной - их прислуга, в четвертой - Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой, послужившие прототипами героев рассказа Псалом , а в пятой вместо выехавшего сына А.Б. Манасевича будущего писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича) (1904-1984) поселились Булгаков с Т.Н. Лаппа, своей первой (из трех) женой.

Кстати, бал у Сатаны написан по впечатлениям о приеме у американского посла, куда однажды был приглашен Булгаков вместе с политической, военной и литературной элитой.

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй - плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его - поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью Пиво и воды .

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

- Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.

- Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

- Пиво есть? - сиплым голосом осведомился Бездомный.

- Пиво привезут к вечеру, - ответила женщина.

- А что есть? - спросил Берлиоз.

- Абрикосовая, только теплая, - сказала женщина.

- Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Трамвая на Патриарших никогда не было. А кстати, у Булгакова ясно говорится, что эта трамвайная линия новопроложенная , то есть появившаяся только что. Вообще у меня всегда складывалось впечатление, что предполагается, что речь идет о ближайшем будущем, т.е. сейчас еще этого трамвая нет, а Грибоедов и Торгсин на Смоленской еще не сгорели. А в недалеком будущем, когда происходит действие, есть трамвай, а домов уже нет... В одной из первых редакций романа ( Копыто инженера ), а это где-то 1929-й, действие происходит в июне 1943-го. Такой же прием Булгаков использует, например, в повести Роковые яйца .

Вообще в некоторых редакциях романа подчеркивался мистический карательный смысл трамвая.

Но Берлиоз не слушал, оказавшись уже возле турникета. Он уж собрался шагнуть, но тут в темнеющем воздухе на него брызнул слабый красный и белый свет. Вспыхнула над самой головой вывеска Берегись трамвая! . Из-за дома с Садовой на Бронную вылетел трамвай. ОГНЕЙ В НЕМ ЕЩЁ НЕ ЗАЖИГАЛИ, И ВИДНО БЫЛО, ЧТО В НЁМ ЧЕРНЫМ-ЧЕРНО ОТ ПУБЛИКИ. Трамвай, выйдя на прямую, взвыл, качнулся и поддал... Он лицом к трамваю упал. И увидел, что вагоновожатая молода, в красном платочке, но бела, КАК СМЕРТЬ, лицом.

Особняк, где жила Маргарита (вариант 1). Спиридоновка, 17

Это не каноническая версия, что особняк на Спиридоновке - дом Маргариты. Его местоположение слабо соответствует описанию в романе. Но (мое мнение) Булгаков, как и во многих других случаях, объединил два дома в один: дом с внешним видом, как в романе, но с другим местоположением, и дом, который выглядит по-другому, но зато находится где надо.

Особняк очень красивый и, безусловно, с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов. Он построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля (его же — дом Рябушинских, а также реконструированное в начале века здание МХАТ) для миллионера Саввы Морозова.

Есть еще одна связь этого дома с романом, кроме внешнего вида. Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву (сценический псевдоним; по паспорту — М.Ф. Желябужская). Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно - Максима Горького. И еще такое обстоятельство. В романе Мастер выиграл в лотерею 100 тыс. рублей. Когда он почувствовал, что с ним происходит что-то плохое, он все оставшиеся от 100 тыс. деньги, а именно - 10 тыс., отдал Маргарите. А на самом деле Морозов, чей дом, застраховал свою жизнь на 100 тыс. рублей, и, обманув доверие страховых компании, в 1905 году покончил жизнь самоубийством. А страховую премию завещал он Андреевой, в то время — одной из ведущих актрис Художественного театра. Вступив в права наследования, Андреева использовала 10 тысяч на выплаты по обязательствам Горького.

Особняк, где жила Маргарита (вариант 2). Малый Власьевский пер. (улица Танеевых), 12

Дом хорошо подходит по расположению, но более чем посредственно - по описанию.

Дом, где жил Мастер. Мансуровский пер., 9

По воспоминаниям современников, когда-то дом принадлежал артисту Малого театра С. Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому - одному из первых - прочитал свой роман. Так это ты наш подвал описал? - изумился хозяин. Тс-с! - улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец.

В это трудно поверить, но все годы при советской власти этот скромный домишко в самом центре Москвы оставался чей-то частной собственностью.

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.

- Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.

Дом, куда зашел Иванушка Бездомный. Пожарский (Савельевский), 12

Профессор исчез.

Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.

Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.

В районе исчезновения профессора жили только одни друзья Булгакова - семья Николая Николаевича Лямина. В квартире 66 громадная, до крайности запущенная передняя , в которой по сей день стоит громадный ларь, обитый железом , черный ход ведет из кухни во двор, откуда через арку можно выйти в унылый, гадкий и скупо освещенный Савельевский переулок.

В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.

Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: Он, конечно, спрятался в ванной . В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул ее. Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло.

Однако повезло не так уж, как бы нужно было! На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали. Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:

- Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Федор Иваныч сейчас вернется. Вон отсюда сейчас же! - и махнула на Ивана мочалкой.

Набережная Москвы-реки, продолжение Пожарского переулка

Сейчас спуститься по ступням к воде нельзя, но, как установили исследователи, именно на продолжении Пожарского (Савельевского) переулка раньше действительно был спуск к воде.

Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.

Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено.

Дом Пашкова, одно из красивейших зданий в Москве

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.

Дом Драмлита. Лаврушинский пер., 17

Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.

Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз, и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Симонов монастырь

News image

Симонов монастырь был основан в 1370 году преподобным Феодором, учеником Сергия Радонежского. Название свое получил по имени инока Симона (в миру бо...

Большой и Малый Москворецкий и Чугунный мосты

News image

Как и Каменные, Москворецкие очень на них похожи: тоже до них существовали сначала «живые» мосты, потом были заменены деревянными свайными. Также ка...

Неспешный

News image

Маршрут начинается от Калужской площади, ст.м. Октябрьская (радиальная). Вы выходите из метро и поворачиваете налево - перед Вами Калужская площад...

Истории музеев:

Первые московские князья в Кремле (II половина XIII – первая

Во второй половине XIII века ослабленное Владимиро-Суздальское княжество переживает период интенсивного дробления. Появилась своя княжеская династия...

Московская Оружейная палата в ведении Московской дворцовой к

Положение кремлевского музея в системе государственных учреждений России коренным образом изменяется Высочайшим указом императора Николая I от 22 ав...

Авторизация



Погода