Российская Академия Художеств (бывшая галерея И.А. Морозова) |
Путеводитель - Здания и сооружения |
Интересный образец городского усадебного строительства начала XIX века и архитектуры периода эклектики. Главное здание было выстроено до 1770-х годов. Городская усадьба на его основе окончательно сложилась около 1811 года. Ее тогдашний владелец генарал-майор А.А.Тучков, будущий герой Отечественной войны 1812 года, расширил главный дом и построил служебный корпус во дворе. Остальные флигели появились позже. Современный вид главный дом получил в 1870-71 годах, когда его радикально перестроил в духе «растреллиевского» варианта необарокко знаменитый московский архитектор А.С.Каминский. Он расширил здание и, сохранив основную структуру первоначального фасада, обработал его декорацией с красивыми лепными наличниками, полуколоннами и парапетом с вазами над венчающим карнизом. Парадные помещения были отделаны в том же стиле, хотя первоначальная планировка здания (сводчатые помещения первого этажа и залы второго) в основном сохранилась. В 1899 году усадьба перешла к известному московскому коллекционеру и фабриканту И.А.Морозову, основателю знаменитого собрания произведений западноевропейской живописи и скульптуры (в основном французской) второй половины XIX века. В целях размещения коллекции Морозов поручил известному мастеру московского модерна Л.Н.Кекушеву удалить эклектический декор из залов парадной анфилады для придания им «музейной строгости». В 1904-06 годах интерьеры были заново оформлены в строгом стиле неоклассицизма. От прежнего убранства второй половины XIX века сохранилась только отделка «готической» столовой (Дубовый зал). В 1908 году концертный зал и парадная лестница были украшены заказными декоративными панно М.Дени и работами скульпторов А.Майоля и П.Боннара (ныне в собрании ГМИИ). Здание получило название Морозовской галереи. После национализации коллекции здесь в 1919 году был открыт Второй музей новой западной живописи, который в 1923 году он был объединен с Первым музеем новой западной живописи, открытым в 1918 году на основе национализированной коллекции С.И.Щукина. Новый музей стал называться Государственным художественным музеем нового западного искусства. С 1925 года — филиал Музея изящных искусств. В 1948 году музей был ликвидирован, а фонды распределены между ленинградским Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Здание было передано Академии художеств СССР, созданной в 1947 году, а в 1992 году преобразованной в Российскую Академию художеств, которая размещается тут и сейчас. Представляет интерес каменный двухэтажный жилой флигель в глубине двора. Он сохранил облик начала XIX века. В конце ХХ века внутренний двор усадебного комплекса был перекрыт стеклянным сводом, что позволило использовать это пространство как эффектно решенное дополнительное выставочное помещение. |
Читайте: |
---|
Патриаршие палаты Крестовая палата![]() Крестовая палата дворца представляет особый интерес. Ее площадь 280 квадратных метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было б... |
Большая Никитская![]() Для начала, давай-ка для прогулок подальше сыщем переулок. То есть, географически-то он как раз в самом центре - мы не в даль, мы в глубь пойдем. ... |
Малая Бронная улица![]() Малая Бронная улица - названа по находившейся здесь в XVI - XVII вв. Бронной слободе, в которой мастера-бронники изготовляли металлические брони, па... |
ХIХ век. Становление научной реставрацииПобеда в Великой Отечественной войне 1812 г. способствовала росту патриотического самосознания, наблюдавшемуся в среде русской интеллигенции с начал... |
Копии старинных фотографий в высоком разрешенииНа сегодняшний день один из самых популярных методов знакомства с прошлым - это изучение исторических документов, как: старинные гравюры, фотогра... |