Главная - Оружейная палата - Витрина 50. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала


Витрина 50. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 50. древние государственные регалии и предметы парадного церемониала

В настоящее время собрание древних государственных регалий России (название регалии происходит от латинского слова regalis - принадлежащий царю)- самое значительное в Европе. В него входят венцы, короны, бармы, скипетры и державы, нагрудные цепи, наперсные кресты, государственные щит и меч, Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича . Представленные старинные символы власти являются одновременно и великолепными памятниками искусства, отразившими художественные вкусы разных стран и эпох, и свидетелями важных перемен в политической жизни России, ярко проявлявшихся в парадном придворном церемониале. Государственные регалии принимали участие в таких церемониях как: венчания на царство и коронации, парадные выходы государей и приемы послов. Они хранились в Московском Кремле в ранний период в царской сокровищнице, в XVIII столетии в специальных хранилищах, а в XIX веке в музее с похожим названием, предшественнике сегодняшней Государственной Оружейной палаты.

От века к веку состав государственных регалий русских правителей претерпевал изменения, связанные с изменением титула российского государя.

К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая Шапка Мономаха . Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается шапка золотая . Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа шапкой Мономаха . Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей.

К великокняжеским и царским регалиям в России относили бармы - широкий воротник-оплечье со священными изображениями. Бармы, как принадлежность великокняжеского парадного костюма упоминаются еще в духовном завещании Ивана Калиты, а к концу XV века они приобретают значение княжеской, впоследствии и царской регалии. Держава - символизирующая владычество над миром и скипетр появляются в России как атрибуты царской власти в правление Ивана Грозного. Знаками царского сана в XVI-XVII веках являлись массивные золотые нагрудные цепи и наперсные кресты.

В XVIII столетии, после победы России в Северной войне со Швецией (1700-1721) провозглашения русского государя Петра I императором, а России империей - в составе императорских регалий остались теперь уже как знаки императорского достоинства - держава и скипетр, царские венцы сменились императорскими коронами, а бармы - мантиями. В 1742 году при коронации Елизаветы Петровны впервые был использован государственный меч, должный напоминать государю о его миссии защитника добра. Вероятно, в XVIII столетии в церемониях коронации стали использовать и государственный щит.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Львиные ворота

News image

В Московском Кремле у Потешного дворца есть Львиные ворота. Следует сказать, что это акварельная реконструкция примерно середины девятнадцатого века. ...

Ограда в стиле модерн

News image

Вычурный дом 50 в стиле модерн (ЦДЛ) не идет ни в какое сравнение с лучшими особняками, построенными в ту же эпоху на Поварской. Будучи отданы заруб...

Большая Никитская

News image

Для начала, давай-ка для прогулок подальше сыщем переулок. То есть, географически-то он как раз в самом центре - мы не в даль, мы в глубь пойдем. ...

Истории музеев:

История Московского Кремля

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Мо...

Государственная Оружейная палата в ведении Наркомпроса (1929

Во второй половине 1929 года ситуация в музее становится чрезвычайно напряженной. С 1 декабря 1929 г. освобождается от занимаемой должности директор...

Авторизация



Погода