Главная - Достопримечательности - Архангельский собор Стенопись


Архангельский собор Стенопись
Путеводитель - Достопримечательности

архангельский собор стенопись

Впервые стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время польско-шведского разорения живопись храма основательно пострадала. Было принято решение о ее возобновлении. Работа над росписью продолжалась с 1652 по 1666 гг. Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

Над созданием новой росписи трудилась большая артель мастеров из разных городов России - Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды и др. Возглавлял артель знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Рука об руку с Симоном Ушаковым трудились такие талантливые мастера, как Федор Зубов, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и др. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи политического богословия времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. Эпиграфом ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой иллюстрации к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция София Премудрость Божия в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов.

В центральном куполе представлена композиция, получившая название Отечество . Западную стену и часть сводов храма занимает цикл композиций, раскрывающих содержание Символа веры (краткое изложение основных догматов христианской религии). Он продолжает тему выбора веры, начатую в лоджии, и служит напоминанием о том, что защита веры - святой долг княжеской и царской власти. Составной частью цикла Символа веры является композиция Страшный Суд , занимающая часть западной стены.

На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила, верховного ангела, проводника в мир воли Бога. На Руси он почитался как патрон великого князя и как ангел, сопровождающий души усопших к престолу Бога. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.

Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.

За время своего существования фрески Архангельского собора неоднократно покрывались новыми слоями масляной живописи. В 1950-х годах они были раскрыты из-под многочисленных записей бригадой художников-палешан. Дополнительные работы по укреплению стенописи и дораскрытие некоторых участков живописи проводились в 1978-80 - гг.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Речка в трубе, а мост под землей

News image

Кузнецкий мост идет точно над сохранившимся под землей древним мостом через Неглинку. Как и два столетия назад, улица застроена банками и магазинами...

От Третьяковки до Красной площади

News image

Чтобы проследовать по этому маршруту, нужно добраться до ст.м. Третьяковская , и далее идти по направлению к Лаврушинскому переулку, проходя мимо з...

Поварская без поваров

News image

Даже не имея выхода к площади Арбатских Ворот, небольшая Поварская улица остается одной из важнейших артерий между Тверской и Новым Арбатом. Она поз...

Истории музеев:

ХVIII век. Зарождение патриотического понятия памятники ста

В эпоху императрицы Елизаветы Петровны ориентация на древние отечественные памятники становится частью государственной идеологической политики. Ее д...

История Московского Кремля

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Мо...

Авторизация



Погода