Главная - Здания и сооружения - Старый Гостиный Двор


Старый Гостиный Двор
Путеводитель - Здания и сооружения

старый гостиный двор

В самом центре Москвы, рядом с Красной площадью, находится один из выдающихся памятников московской архитектуры конца XVIII - начале XIX веков - Старый Гостиный Двор. Он занимает целый городской квартал города. Главным фасадом здание выходит на Ильинку, двумя боковыми - в Хрустальный и Рыбный переулки, четвертый фасад Гостиного Двора обращен к Варварке. Ильинка и Варварка - две старейшие улицы Москвы. Ильинка получила свое название от сохранившегося до наших дней храма Ильи Пророка, который стоял в старину на подворье новгородского архиепископа. Варварка обрела свое название от церкви во имя святой Варвары. Она почиталась на Руси как одна из покровительниц торговли. Обе улицы, c примыкающими к ним переулками, входили в древности в Великий Посад Москвы. Его центр располагался близ нынешнего Москворецкого моста. Сюда прибывали из дальних уголков Руси, из-за границы многочисленные купцы. Они вели торговлю сами или продавали товар оптом московским купцам. Ко 2-ой половине XIV - XV веков вся прибрежная территория, также как и местность к востоку от Кремля, стала обширным торговым и ремесленным центром Москвы. Здесь были Нижние, Средние, Верхние торговые ряды и множество отдельных лавок. В 1493 году после очередного большого пожара из Кремля выселили торговавших там раньше купцов. Они обосновались на будущей Красной площади и на прилегающих к Кремлю улицах. Самая крупная торговля сосредоточилась на перекрестках улиц, так называемых крестцах . На Ильинском крестце возник в начале XVI первый Гостиный Двор. Поначалу он был деревянным. Купцы держали в Гостином Дворе лавки, хранили товар. А приезжавшие издалека гости и жили в Гостином Дворе.

При матери Ивана Грозного, Елене Глинской, значительную часть Великого Посада обнесли каменной стеной. Примкнувшая к Кремлю территория стала называться Китай - городом. Значительную часть Китайгородских строений составили торговые здания. Уже при Иване Грозном деревянный Гостиный Двор на Ильинском крестце заменили каменным. Одно из первых упоминаний о нем встречается в записках немецкого барона Сигизмунда Герберштейна. Он описывал Москву времен Ивана Грозного так: Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным Двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют . На древнейшем Петров - плане Москвы, составленном в 1596 - 1598 годах, Гостиный Двор отмечен с пояснением: Гостиный Двор, где пользуются пристанищем для продажи своих товаров русские из окрестных городов . В XVI веке в Смутное время Гостиный Двор горел. Он был восстановлен при первом царе из рода Романовых - Михаиле Федоровиче. Вслед за восстановлением Старого Двора стали строить новый корпус. Его назвали Новым Гостиным Двором. Строительство Нового Гостиного Двора заканчивал в 1661 - 1664 годах уже царь Алексей Михайлович. Оба двора занимали только часть квартала. В них шла крупная оптовая торговля рыбой, икрой, солью, стеклом, хрустальной посудой, мехами. Гостиный Двор с утра до вечера был полон. В конце XVII века насчитывалось несколько десятков рядов, носивших название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, золотой, иконный, свечной, восковой, шапочный, кафтанный, медовый, ореховый, и т.д. Так были заложены первые правила гигиены в торговле. Вот впечатления иностранца, бывшего в то время в Москве: двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много кавиара (икры) .

К концу XVIII века вновь встал вопрос о перестройке Гостиного Двора. Видя всюду развал хозяйства и нарастающее брожение в народе, Екатерина Великая поняла необходимость укрепления экономики страны путем развития рыночных отношений в границах империи. С этой целью в 1786 году от Екатерины последовал именной указ Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды , в котором она распорядилась выстроить в границах большого квартала неправильной формы новое здание. Тем более, что в прежнем, построенном в первой половине XVII века, в 1770 году рухнули сразу 15 лавок. Проект здания был разработан итальянским архитектором Джакомо Кваренги. Он приехал в Россию из города Бергамо, прожил в Петербурге несколько десятилетий и создал в северной столице ряд архитектурных шедевров. Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала. Здание по периметру было охвачено ритмом арок и коринфских полуколонн большого ордера. Учитывая узость улиц и неизбежную транспортную загрузку, автор скруглил углы, искусно вписав в них широкие лестницы. Большой внутренний двор он разделил поперечным корпусом на 2 части. Аркаду во дворах Кваренги обогатил тосканскими пилястрами.

Возведение Гостиного Двора длилось с 1789 года по 1805 год. Строительство осуществляли архитекторы московской Управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов. Строительство велось с великими трудностями. В Старом Гостином дворе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить лавку. Стихийное распределение мест привело к тому, что строительство началось одновременно с разных точек и одни выводили оба этажа, другие - один, а многие отдавали свои места под лавочки, не начиная строить . Местность была не ровная, перепад высот, как сообщает справочник 1841 года, достигал 8-10 саженей. Отсутствие должной проработки проекта и своевременной разбивки по осям всего земельного участка привело к тому, что строительство велось кто во что горазд . Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены. Как свидетельствуют документы, сохранившиеся до наших дней: План Гваренгия везде удержан и нынешний Гостиный Двор к Ильинке построен правильно, а к Варварке построен не по конфирмованному фасаду . Несмотря на искажения, здание Гостиного Двора может быть с полным правом отнесено к одному из самых блестящих произведений мастера.

Смерть Екатерины II задержала окончание строительства. Его первая очередь была завершена в 1805 году. Окончательно же двор обрел надлежащий вид лишь после пожара 1812 года, когда он был восстановлен по первичным чертежам Кваренги знаменитым архитектором Осипом Бове. Его усилиями строительство завершилось в 1830 году. Московский Гостиный Двор является одним из первых построенных в России. Здание стало образцом для строительства гостиных дворов и в других городах. Здесь было место самых знаменитых купеческих лавок и трактиров, где люди обменивались новостями и узнавали об обычаях других народов. В Гостином Дворе можно было купить практически все, что было угодно. Именно в Гостином дворе в Москве придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир….

Существует предание, что однажды торговец ножевой линии шел в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюм за небольшие деньги. Изюм купцу был не нужен, но разносчик уговаривал: Возьмите, сударь, остатки ведь! . Тут-то и осенила купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска Продажа остатков по самым дешевым ценам . От покупателей не было отбоя, а торговец скоро разбогател. Отсюда и появилась поговорка Остатки сладки . Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли - одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья - первого воскресенья после Пасхи. Остаточной лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста.

Московские купцы обладали большим чувством юмора. В бойких местах Гостиного Двора они подкидывали завернутых в бумагу дохлых мышей и исподтишка потешались над везучим прохожим, который, думая, что нашел оброненную кем-то покупку, уносил ее домой. Иногда, сговорившись: Краснить или зеленить будем? , купцы разыгрывали приходящих в лавку покупателей. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зеленое, в зависимости от установленной договоренности, уверяя его, что это и есть спрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный Двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.

Этот уникальный памятник архитектуры простоял в Москве почти 200 лет, но чуть было не повторил путь предыдущих Гостиных дворов XVII века, которые были разобраны из-за ветхости. Последний косметический ремонт здания проводился в 1923 году для приспособления под конторские помещения. Он перестал существовать как торговый комплекс. Во время войны 1941 года некоторые помещения использовались под бомбоубежища. Во внутреннем дворе были заложены 3 проездные арки, и внутри двора расположился завод.

На протяжении всего двадцатого века за состоянием Гостиного Двора практически никто не следил, что и привело к постепенному разрушению стен, деформации фундаментов, просадкам и трещинам. Несколько лет промедления могли обернуться полной утратой уникального памятника. Предпроектные обследования здания рядом институтов (отчеты Государственного строительного университета, ЦНИИСКа, ЦНИИСа и др.) показали, что здание находится в аварийном состоянии. Особенно слабым местом были кирпичные сводчатые перекрытия и простенки по галереям. Аварийность определялась старением и разложением старой кирпичной кладки. Часть фундаментов была подмыта подземными водами. Для того, чтобы не потерять этот памятник архитектуры, Правительство Москвы приняло Постановление от 26 июля 1994 года № 618 о реконструкции и реставрации Гостиного Двора.

Для решения задачи были приглашены Моспроект - 2 и корпорация Трансстрой . В сложнейших условиях центра Москвы с многочисленными подземными коммуникациями и огромным, сильно обветшавшим зданием, российским строителям (чаще всего вручную) пришлось производить расчистку наполовину обвалившихся помещений, мощной каменной кладки, лестничных маршей, подвалов и выполнять работы по сохранению исторических элементов здания для последующей реставрации. Работы по реконструкции велись в непрерывном режиме. В них ежедневно было занято около 1000 человек.

На всем протяжении современной реконструкции и реставрации архитектурного комплекса проводились крупномасштабные археологические раскопки. Было раскрыто и зафиксировано около 1000 разновременных сооружений, собрана уникальная коллекция археологических находок, которая выставлена ныне в археологическом музее Гостиного Двора. Научной сенсацией стало обнаружение под сгоревшим деревянным купеческим домом XVII века гигантского кладового комплекса, содержащего 16 сосудов из драгоценных металлов, более 95 тысяч русских серебряных монет и 335 талеров, отчеканенных на монетных дворах Западной Европы от Пиренеев до Скандинавии.

Московский Гостиный Двор посетили делегации ЮНЕСКО, Международного Олимпийского комитета и других международных общественных организаций, а также около 100 официальных правительственных делегаций различных иностранных государств.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Сказка в жизни есть

News image

Кому из нас не нравятся сказки, таких людей нет. Мы их любим за то, что там события происходят так, как не будут происходить в реальной жизни, в стран...

Современный ГУМ

News image

Следует сказать, что ГУМ не останавливается на достигнутом, он продолжает развиваться. На данный момент на месте постсоветской торговли создается унив...

Лубянская площадь

News image

Название этой площади возникло в далёкие времена, когда тут торговали овощами и фруктами располагались в лубяных шалашах (так называемый Лубяной тор...

Истории музеев:

Московская Оружейная палата в ведении Московской дворцовой к

Положение кремлевского музея в системе государственных учреждений России коренным образом изменяется Высочайшим указом императора Николая I от 22 ав...

ХV-ХVII века. Об отношении к строительным объектам

До ХVII в. в Кремле, как и вообще в России, не ставилась задача сохранения древних сооружений. Древность, как таковая, не представляла ценности. Обв...

Авторизация



Погода