Главная - Оружейная палата - Витрина 41. Искусство французских серебряников XVII - XVIII веков

Витрина 41. Искусство французских серебряников XVII - XVIII веков
Путеводитель - Оружейная палата

витрина 41. искусство французских серебряников xvii - xviii веков

Коллекция французского серебра XVII-XVIII веков состоит главным образом из предметов, поступивших в Оружейную палату из дворцовых собраний в 20-х годах XX столетия. Она позволяет проследить развитие стилей, сменявших друг друга в искусстве Франции на протяжении более двух с лишним столетий. Исключительно ценной, хотя и немногочисленной частью коллекции являются изделия французских мастеров XVII века. Произведения этого времени крайне редки как в самой Франции, так и за ее пределами, поскольку их периодически переплавляли и перечеканивали на монету.

В XVIII столетии Франция стала законодательницей мод, в том числе и в золото-серебряном деле. На протяжении этого столетия во Франции последовательно сменяли друг друга такие художественные направления как регентство, рококо, классицизм.

В орнаментике стиля регентства, мастера широко использовали гротеск, ленточные переплетения, прихотливые завитки волют. Одним из излюбленных элементов декора стала ромбовидная сетка — трельяж. Увлечение китайским фарфором и лаками породило новые мотивы украшения: изображения китайских пагод, зонтиков, вееров, вплетающихся в декоративное убранство изделий.

Во французском серебре Оружейной палаты нашел отражение и следующий за стилем регентства стиль рококо - стиль Людовика XV, он зародился в искусстве Франции в 20-х годах XVIII века и достиг своего апогея в середине столетия. В рококо удивительным образом переплелись необычайная изобретательность, утонченность, тяга к экзотике. Продолжавшееся увлечение китайским искусством, Востоком вылилось в своеобразное направление стиля, получившее название шинуазери - китайщина .

Произведения, созданные мастерами рококо, отличаются причудливостью форм, легкостью и дробностью очертаний. Орнамент строится на игре прихотливых, изогнутых линий. На поверхности изделий он образует асимметричные композиции. Излюбленный элемент декора изделий рококо - рокайль, орнамент в форме стилизованной раковины, давший название самому стилю. Мотивы морской пены и волн, цветочные букеты и гирлянды, арабески, С - и S - образные завитки, ажурные решетки трельяжа, фигурки амуров - все это вошло в состав орнаментики рококо.

В середине XVIII века появляются первые признаки классицизма, порвавшего с эстетикой рококо. При Людовике XVI классицизм стал определяющим в искусстве Франции. Для классицизма характерно обращение к художественным принципам искусства античности. В основе понимания прекрасного в классицизме лежали простота и ясность форм, продиктованные чувством меры и гармонии. Следование принципам стиля вызвало к жизни строгие силуэты, плавные линии. В орнаментике получили распространение мотивы античного декора - листья аканта, лавровые и дубовые венки, переплетенные лентами, цветочные гирлянды, орнамент напоминавший, вытянутые в один ряд зерна жемчуга - жемчужник.

Французские мастера, получали заказы от европейских монархов на изготовление столовых, чайных сервизов, отличавшихся обилием предметов и необычайной пышностью. На протяжении XVIII века постоянным заказчиком французских серебряников был русский двор.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Варварка, Ильинка, Никольская улицы

News image

25 мая 2006 года Москву как туристический объект мы стали воспринимать не так давно: пресытившись в некотором роде европейским культурными ценностя...

Кремль

News image

За период с 1484 по 1494 г. на Боровицком холме был возведен новый Кремль, имевший в плане почти треугольную форму. Сначала перестроили участок укре...

Храм Климента Папы Римского

News image

Первое, что удивляет такого простого рабочего паренька, как я - это название. Православных храм назван в честь римского папы. Но все же это странно...

Истории музеев:

Чтоб свеча бо не погасла… (II половина XIV - начало XV век

В 1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления на Боровицк...

Московская Оружейная палата в ведении Московской дворцовой к

Положение кремлевского музея в системе государственных учреждений России коренным образом изменяется Высочайшим указом императора Николая I от 22 ав...

Авторизация