Главная - Музеи - Государственная Третьяковская галерея


Государственная Третьяковская галерея
Путеводитель - Музеи

государственная третьяковская галерея

Когда говорят «Третьяковская Галерея», имеют ввиду, конечно же, здание в Лаврушинском переулке в Москве, знаменитый старинный купеческий особняк, фасады которого отделаны были по рисункам В.М.Васнецова. Сегодня она официально называется <Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея>. Кроме основного здания, это дома-музеи, квартиры-музеи и музеи-мастерские русских художников и скульпторов (В.М.Васнецова, П.Д.Корина, А.С.Голубкиной, Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова) и новый комплекс на Крымском валу.

<Новая Третьяковка> - грандиозное здание на берегу Москва-реки (архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян и др.), проектировалось и строилось оно более 20 лет как здание музейного назначения. Третьяковской галерее в 1986 г. была передана часть этого здания. И хотя в свое время было много споров о том, насколько место у воды совместимо с задачей хранения живописного собрания, сейчас здание на Крымском стало свершившимся фактом культурной жизни столицы. Третьяковка развернула здесь экспозицию русского современного искусства.

Третьяковская Галерея — национальный музей русского изобразительного искусства X - XX веков. Она носит имя своего основателя, московского купца и текстильного фабриканта Павла Михайловича Третьякова. Он собирал картины с конца 50-х гг. XIX века, сообразуясь со своим личным вкусом, но при этом стремился придать собранию широкий характер. Он посвятил этому свыше 40 лет жизни. Впоследствии стал убежденным и преданным сторонником передвижников, находился с ними в дружеских отношениях, поддерживал морально и материально. Коллекция их работ является основой его собрания (картины В.Г.Перова, В.М.Максимова, В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова, И.Н.Крамского, И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова). Крамской считался, как мы бы теперь сказали, лидером, а Перова называли <Некрасовым русской живописи> .Обладая художественным чутьем, Третьяков приобретал в 1880-е —1890-е годы и произведения, отмеченные поисками новых путей в искусстве (картины В.А.Серова, М.В.Нестерова, А.Н.Бенуа и др.). С начала 1870-х годов систематически собирал работы старых русских мастеров XVIII — I половины XIX вв., с начала 1890-х - древние иконы, одним из первых оценив их как высокохудожественные памятники русского искусства.

Третьяков собрал также небольшую коллекцию русской графики (преимущественно работы собственно живописцев) и русской скульптуры 2-й половины XIX века. Исходя из гражданственных и просветительских устремлений, в рамках коллекции он собирал портреты выдающихся русских людей - покупал уже имеющиеся, заказывал специально художникам —современникам (В.Г.Перову, И.Н.Крамскому, И.Е.Репину и др.).

В1892 году он передал все собрание (1287 произведений живописи, 518 - графики, 9 - скульптуры), вместе с завещанной ему коллекцией брата С.М.Третьякова (произведения западно-европейских мастеров и ряд работ русских художников), а также свою часть дома в Лаврушинском в дар Москве, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. Продолжая собирательскую деятельность в 1893 - 1897 гг., подарил галерее ещё свыше 220 произведений русской живописи и графики.

Уже в дореволюционное время Третьяковка стала самым популярным и посещаемым музеем России, которое русское общество воспринимало как общенациональный <народный музей>. Посещаемость до I-й Мировой войны составляла до 100 тыс. чел. в год.

После смерти П.М.Третьякова Галереей в 1899 - 1918 гг. управлял Совет, подотчетный Московской Думе и состоявший из художников, представителей семьи Третьяковых, а также гласных (депутатов) городской Думы. В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник, историк искусства и реставратор И.Э.Грабарь, который осуществил перестройку экспозиции по историко-хронологическому принципу.

Собрание ГТГ включает уникальные произведения древнерусской живописи (шедевры Андрея Рублёва <Троица> и Богоматерь Донская, творения Дионисия, прославленную Владимирскую Богоматерь и другие иконы домонгольского периода). Искусство 18-19 веков отражает все основные этапы и течения в русской живописи за два столетия – произведения Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, уже упоминавшихся передвижников, И.И.Левитана, К.А.Коровина и др.

В 20-е годы 20-го столетия в состав галереи вошли собрания крупнейших коллекционеров И.С.Остроухова, И.Е.Цветкова и др., работы русских художников из Исторического музея, памятники искусства из дворцов, усадеб, церквей, Румянцевского музея.

В советское время галерея стала из муниципального государственным музеем, посещаемость доходила до 1,5 млн. человек в год. Здание в Лаврушинском износилось морально и устарело физически. В 1982 - 1994 гг. была проведена его генеральная реконструкция с сохранением стилистики исторического облика и мемориальных частей. Это современное здание, где гораздо лучше и картинам, и зрителям. Такое освещение, такие условия для обеспечения сохранности и улучшения экспонирования произведений, как сейчас, и не снились основателям галереи. Неизменно одно: если вы хотите увидеть «Троицу» Андрея Рублева, «Царевну-лебедь» или «Демона» М.А.Врубеля, знаменитейшее «Явление Христа народу» А.А.Иванова — они по-прежнему здесь, в «Третьяковке».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Прогулка по Замоскворечью

News image

Поднявшись из метро «Октябрьская» радиальная на свет божий, мы окажемся в самом конце улицы Большая Якиманка и направимся к ее истоку. От Калужской ...

Троицкий собор

News image

Троицкий собор был построен в 1833-38 гг. по проекту архитектора Бове (в свое время он возглавил комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812...

От Третьяковки до Красной площади

News image

Чтобы проследовать по этому маршруту, нужно добраться до ст.м. Третьяковская , и далее идти по направлению к Лаврушинскому переулку, проходя мимо з...

Истории музеев:

Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)

Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Пе...

Мастерская и Оружейная палата в ведении Экспедиции Кремлевск

Статус музея Мастерская и Оружейная палата получает в соответствии с Указом императора Александра I “О правилах управления и сохранения в порядке и ...

Авторизация



Погода