Главная - Достопримечательности - Волхонка от Волконского


Волхонка от Волконского
Путеводитель - Достопримечательности

волхонка от волконского

Волхонка - редкая московская улица, не менявшая при Советах названия. На ней нет новостроек, в привычном понимании слова. Лишь стилизованный под старину новодел, так же похожий на разрушенные оригиналы, как московский снег - на пески Сахары.

Кабак Волхонка

Странно, что улицу начинают дома № 7 (предыдущие утоплены вглубь и почти не видны) и № 6. Нечетную сторону подрезали в 1972-м, накануне визита в СССР Ричарда Никсона: отреставрировать эти дома не было ни денег, ни времени - легче снести, чтобы враг не заметил. С четной стороной расправились еще в 1932-м, сровняв с землей стоявшую на пересечении с Моховой церковь Николая Стрелецкого и сломав дома № 2 и 4.

Зато стоит дом Волконского - № 8: здесь был кабак Волхонка , давший в середине позапрошлого столетия имя всей улице. В XX веке в доме работало Общество искусства и литературы. Им руководили Константин Станиславский и Гликерия Федотова.

Цветаев, Клейн и доктор Гааз

ГМИИ им. Пушкина (д. 12), он же Музей изящных искусств им. Александра III, созданный на основе Музея изящных искусств и древностей Московского университета, стоит на месте Колымажного конюшенного двора. До 1880-х в конюшнях была тюрьма, где трудился доктор Ф.П. Гааз.

17 августа 1898 года на месте двора заложили музей - по инициативе И.В. Цветаева, профессора истории искусства и отца Марины Цветаевой. Музей остался единственным памятником этой великой семье. А проект Р.И. Клейна стал лучшим из 19 представленных на конкурс. Построенное при участии И.И. Рерберга и В.Г. Шухова, здание соответствовало уже собранной коллекции. Открытый 31 мая 1912 года музей остается лучшим специально построенным музеем России. Профинансированным не властями страны, а гражданами - Мамонтовым, Шехтелем, Юсуповыми...

Всего в комитет для устройства музея входило 40 человек. Два миллиона рублей из трех дал владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Ю.С. Нечаев-Мальцов, умерший, как и Цветаев, через год после открытия музея. Со сменой власти в стране музей часто менял название - имя Пушкина он носит с 1932-го. И коллекции менялись. В 1948-м собрание европейского искусства - дар Щукина и Морозова разделили пополам между ГМИИ и Эрмитажем. А в 1949-1953 гг. экспозицию свернули вовсе - ради Выставки подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран . Но с тех пор музей используется лишь по прямому назначению.

Музей Голицына-Зильберштейна

Музей личных коллекций, открытый в 1994-м во флигеле усадьбы Голицына (Волхонка, д. 14) на базе коллекции современного искусства, подаренной стране коллекционером Ильей Зильберштейном, в 2006 году переехал в дом 10, на углу Колымажного переулка. Его новый стеклянный вход вызывает воспоминания о пирамиде в Лувре, а внутри выставлены работы художников, иные из которых еще живы, но успели стать классиками. А в дом 14 переехало искусство XIX - начала XX вв. Этот дом (в нем еще жил В.И. Суриков) когда-то тоже был галереей: дипломат Михаил Голицын демонстрировал там свою коллекцию. Проданная в 1886-м с аукциона, она оказалась в основном в Эрмитаже. А в доме размещалось Училище живописи, ваяния и зодчества и в 1908-м проходила VI выставка Союза русских художников . К ГМИИ присоединили и дома 4 и 6 по Колымажному переулку: Отдел графики и Мусейон - Центр эстетического воспитания детей и юношества. И белый особняк за музеем - остатки усадьбы Лопухиных, где располагался Институт Маркса и Энгельса, а позже - Дворянское собрание, после долгой борьбы тоже отошел музею.

От Казакова до Рериха

За другим флигелем Голицынской усадьбы - Институтом философии РАН (в этом доме жил Аксаков) выделяется главный дом (1759 год), в 1774-м перестроенный Матвеем Казаковым по приказу Михаила Голицына. Он предложил свой Пречистенский дворец для резиденции Екатерине II во время ее долгого, почти в год, визита в Москву. Императрица, правда, жила не в нем, а в деревянном дворце, построенном рядом и позже разобранном. С усадьбой соседствовал дом матери Григория Потемкина, и здания соединялись переходом.

В начале XIX века в Пречистенском дворце жила супруга Сергея Голицына Евдокия Измайлова, которую за обычай принимать гостей ночью называли княгиней полуночной . Хозяйка салона была в нежной дружбе с Пушкиным, который часто здесь бывал. И в том же доме долго жил драматург А.Н. Островский (а учился он в Первой мужской гимназии, в доме 16).

Теперь в надстроенном особняке, находится музей Николая Рериха. Он более или менее укладывается в концепцию Волхонки - улицы искусств, как и дом 9, где жил Василий Тропинин: здесь был написан его знаменитый портрет Пушкина.

Вместо искусства

Дом 13, нагло выкрашенный в пронзительно бирюзовый и доведенный до абсурда новодельной лепниной, оскорбляет своим видом Музей им. Пушкина. Некогда в этом милом особняке - Доме науки и техники - выступали многие великие. 8 сентября 1990 года, накануне гибели, здесь прочел лекцию Христианство отец Александр Мень.

А в XXI веке особняк подарили Илье Глазунову - под галерею, составившую пару с квартирующей на Знаменке галереей Шилова. Реконструкция стоила 298 миллионов долларов вместо 50, выделенных Мосгордумой, и недостающие деньги шли тоже из кармана налогоплательщиков. Потом соседний дом 11 тоже отдали Глазунову.

Памяти Малюты Скуратова

Церковь Антипы Пергамского на Колымажном дворе (Колымажный пер., д. 8), XVI века, закрывшись в 1929 году, служила хранилищем ГМИИ. Строительство ее связывают с Малютой Скуратовым, чья усадьба примыкала к церкви. В 1960-м храм реставрировали. Теперь реставрируют снова, используя по назначению.

В этих местах когда-то были еще церкви - Похвалы Богородицы в Башмакове, на месте сноса которой нашли надгробие убитого в 1570 году Скуратова, и Николая Стрелецкого. Места, где стояли церкви, пустуют.

Главный купол столицы

Храм Христа Спасителя являет собой сильно улучшенную копию прежнего храма, построенного в 1860-м в память о победе над Наполеоном. Стоявшие здесь Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых сломали и стали реализовывать помпезный проект К.А. Тона. И далеко не у всех этот гигант вызывал восторг. Тарас Шевченко, например, сравнил его с толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся посреди города (цитата по книге Из истории московских улиц П.В. Сытина).

В 1931-м храм сровняли с землей - уцелело лишь несколько барельефов, спрятанных в Донском монастыре. Попытки строительства здесь Дворца Советов (в конкурсе участвовал Ле Корбюзье) были прерваны. В 1960-х построили самый большой в мире и самый демократичный в столице открытый бассейн Москва . Но к началу XXI века здесь стоял уже новый ХХС.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

В Москве двадцать улиц получили новые названия

News image

Практически двадцати московским улицам присвоили совершенно новые названия. Девятого апреля на заседании правительства столицы Александр Чистяков, кот...

Донской монастырь

News image

Зима, когда было холодно Под большим впечатлением от книги Б. Акунина Кладбищенские истории мы решили посетить Донской монастырь и Донское клад...

Успенский собор Стенопись

News image

Впервые Успенский собор был расписан в 1513-1515 гг. В 1642-1643 гг. эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 1...

Истории музеев:

Объединенный музей декоративного искусства в ведении Наркомп

В июле 1924 года создается Объединенный музей декоративного искусства, в который кроме Оружейной палаты, Памятников Кремля и Дома боярина 17 века, в...

ХV-ХVII века. Об отношении к строительным объектам

До ХVII в. в Кремле, как и вообще в России, не ставилась задача сохранения древних сооружений. Древность, как таковая, не представляла ценности. Обв...

Авторизация



Погода