![]() АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ БЯКОНТ |
![]() БОЯРЕ ШУЙСКИЕ, БЕЛЬСКИЕ |
![]() ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ |
![]() ФЁДОР ГОДУНОВ |
Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса (1918 – 1922 гг.) |
Путеводитель - История музеев Москвы |
Осенью 1918 года музей “Оружейная палата” переходит в ведение отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. К весне 1919 г. положение музея “Оружейная палата” становится катастрофическим. Экспозиция была практически свернута, многие экспонаты упакованы в ящики, экспозиционные залы и другие помещения музея загромождены ценностями, эвакуированными из дворцов и музеев западных районов страны. Уже на протяжение двух зим музей не отапливался, температура доходила до 3-4-х градусов тепла. Это могло привести к гибели экспонатов. Ликвидация Дворцового ведомства привела к тому, что в Оружейной палате не было необходимого количества сотрудников. Михаилу Сергеевичу Сергееву, возглавившему музей в 1919 г., удалось собрать в Оружейной палате деятельных, талантливых, преданных делу сотрудников: Н.Н. Померанцева, В.Т. Георгиевского, В.К.Клейна, Ф.Я Мишукова, М.Н. Левинсон - Нечаеву, М.М. Постникову - Лосеву, Т.Г. Гольдберг и др. К апрелю 1922 г. штат состоит уже из 20 человек. Для управления работой музея вводится должность заведующего. Вновь созданный коллектив занимается описанием поступивших в музей коллекций и экспонатов, разборкой сундуков и ящиков, складированных в Оружейной палате. В 1921 г. была подготовлена и открыта первая после начала войны выставка - “Эмали в собрании Оружейной палаты”. М.С. Сергеев сделал каталог этой выставки и опубликовал в альманахе “Среди коллекционеров” статью о русских эмалях. Сотрудники музея и в это трудное время продолжали вести плодотворную научную работу. К концу 1921 г. были подготовлены к печати: “Каталог выставки тканей XYIII в.”, “Опись предметов, поступивших из Патриаршей ризницы и национализированных церквей и монастырей”, “Опись вышивок и шитья XYIII в.”, издан ряд научных статей. В начале 20-х годов пересматривается концепция музея, так как в новых социально - политических условиях Оружейная палата в качестве придворного музея, призванного прославлять правящую династию, не могла больше существовать. Новый музей призван был представить историю русского и зарубежного декоративно- прикладного искусства, показать работу царских мастерских и т.д. Такое ограничение в подходе к показу сокровищ музея видимо было вынужденным, продиктованным стремлением руководителей музея М.С. Сергеева и Д.Д. Иванова сохранить экспонаты, акцентируя внимание не на их исторической значимости, а лишь на мастерстве их исполнения. |
Патриарший (Алексеевский) мост![]() Самый новый мост на нашем маршруте. Он был открыт в 2004 году, и в его создании как художник принял участие всеми любимый Зураб Церетели. Но интерес... |
Троицкий собор![]() Троицкий собор был построен в 1833-38 гг. по проекту архитектора Бове (в свое время он возглавил комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812... |
Волхонка от Волконского![]() Волхонка - редкая московская улица, не менявшая при Советах названия. На ней нет новостроек, в привычном понимании слова. Лишь стилизованный под ста... |
Резиденция русских царей и патриархов (XVI век)В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его пра... |
Век двадцатыйВ марте 1918 г. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву, и она обрела статус столицы Российской Советской Федеративной Социалистиче... |