Главная - История музеев Москвы - Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса (1918 – 1922 гг.)


Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса (1918 – 1922 гг.)
Путеводитель - История музеев Москвы

государственная оружейная палата в ведении отдела по делам музеев главнауки наркомпроса (1918 – 1922 гг.)

Осенью 1918 года музей “Оружейная палата” переходит в ведение отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

К весне 1919 г. положение музея “Оружейная палата” становится катастрофическим. Экспозиция была практически свернута, многие экспонаты упакованы в ящики, экспозиционные залы и другие помещения музея загромождены ценностями, эвакуированными из дворцов и музеев западных районов страны. Уже на протяжение двух зим музей не отапливался, температура доходила до 3-4-х градусов тепла. Это могло привести к гибели экспонатов. Ликвидация Дворцового ведомства привела к тому, что в Оружейной палате не было необходимого количества сотрудников.

Михаилу Сергеевичу Сергееву, возглавившему музей в 1919 г., удалось собрать в Оружейной палате деятельных, талантливых, преданных делу сотрудников: Н.Н. Померанцева, В.Т. Георгиевского, В.К.Клейна, Ф.Я Мишукова, М.Н. Левинсон - Нечаеву, М.М. Постникову - Лосеву, Т.Г. Гольдберг и др. К апрелю 1922 г. штат состоит уже из 20 человек. Для управления работой музея вводится должность заведующего.

Вновь созданный коллектив занимается описанием поступивших в музей коллекций и экспонатов, разборкой сундуков и ящиков, складированных в Оружейной палате. В 1921 г. была подготовлена и открыта первая после начала войны выставка - “Эмали в собрании Оружейной палаты”. М.С. Сергеев сделал каталог этой выставки и опубликовал в альманахе “Среди коллекционеров” статью о русских эмалях. Сотрудники музея и в это трудное время продолжали вести плодотворную научную работу. К концу 1921 г. были подготовлены к печати: “Каталог выставки тканей XYIII в.”, “Опись предметов, поступивших из Патриаршей ризницы и национализированных церквей и монастырей”, “Опись вышивок и шитья XYIII в.”, издан ряд научных статей.

В начале 20-х годов пересматривается концепция музея, так как в новых социально - политических условиях Оружейная палата в качестве придворного музея, призванного прославлять правящую династию, не могла больше существовать. Новый музей призван был представить историю русского и зарубежного декоративно- прикладного искусства, показать работу царских мастерских и т.д. Такое ограничение в подходе к показу сокровищ музея видимо было вынужденным, продиктованным стремлением руководителей музея М.С. Сергеева и Д.Д. Иванова сохранить экспонаты, акцентируя внимание не на их исторической значимости, а лишь на мастерстве их исполнения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Московская Царь-пушка

News image

Тем гостям столицы, которым еще не удалось увидеть знаменитую Царь-пушку, будет не сложно это сделать на западной стороне Ивановской площади. Это оруд...

От Матроны до Пересвета

News image

Мой маршрут можно начинать от нескольких станций метро: «Пролетарской», «Крестьянской заставы», «Таганской» или «Марксистской»... В том случае, есл...

Большой и Малый Устьинский и Астаховский мосты

News image

Устьинские мосты получили своё название по месторасположению – около впадения Яузы в Москву-реку, т.е. около её устья. Большой проходит над Москвой,...

Истории музеев:

Пограничная крепость(XII – I половина XIII века)

В первой половине XII века на Боровицком холме, где сегодня раскинулся Кремль, возникло славянское поселение, давшее начало городу Москве. Вятичи, в...

Первые московские князья в Кремле (II половина XIII – первая

Во второй половине XIII века ослабленное Владимиро-Суздальское княжество переживает период интенсивного дробления. Появилась своя княжеская династия...

Авторизация



Погода