Главная - История музеев Москвы - Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса (1918 – 1922 гг.)


Государственная Оружейная палата в ведении Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса (1918 – 1922 гг.)
Путеводитель - История музеев Москвы

государственная оружейная палата в ведении отдела по делам музеев главнауки наркомпроса (1918 – 1922 гг.)

Осенью 1918 года музей “Оружейная палата” переходит в ведение отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

К весне 1919 г. положение музея “Оружейная палата” становится катастрофическим. Экспозиция была практически свернута, многие экспонаты упакованы в ящики, экспозиционные залы и другие помещения музея загромождены ценностями, эвакуированными из дворцов и музеев западных районов страны. Уже на протяжение двух зим музей не отапливался, температура доходила до 3-4-х градусов тепла. Это могло привести к гибели экспонатов. Ликвидация Дворцового ведомства привела к тому, что в Оружейной палате не было необходимого количества сотрудников.

Михаилу Сергеевичу Сергееву, возглавившему музей в 1919 г., удалось собрать в Оружейной палате деятельных, талантливых, преданных делу сотрудников: Н.Н. Померанцева, В.Т. Георгиевского, В.К.Клейна, Ф.Я Мишукова, М.Н. Левинсон - Нечаеву, М.М. Постникову - Лосеву, Т.Г. Гольдберг и др. К апрелю 1922 г. штат состоит уже из 20 человек. Для управления работой музея вводится должность заведующего.

Вновь созданный коллектив занимается описанием поступивших в музей коллекций и экспонатов, разборкой сундуков и ящиков, складированных в Оружейной палате. В 1921 г. была подготовлена и открыта первая после начала войны выставка - “Эмали в собрании Оружейной палаты”. М.С. Сергеев сделал каталог этой выставки и опубликовал в альманахе “Среди коллекционеров” статью о русских эмалях. Сотрудники музея и в это трудное время продолжали вести плодотворную научную работу. К концу 1921 г. были подготовлены к печати: “Каталог выставки тканей XYIII в.”, “Опись предметов, поступивших из Патриаршей ризницы и национализированных церквей и монастырей”, “Опись вышивок и шитья XYIII в.”, издан ряд научных статей.

В начале 20-х годов пересматривается концепция музея, так как в новых социально - политических условиях Оружейная палата в качестве придворного музея, призванного прославлять правящую династию, не могла больше существовать. Новый музей призван был представить историю русского и зарубежного декоративно- прикладного искусства, показать работу царских мастерских и т.д. Такое ограничение в подходе к показу сокровищ музея видимо было вынужденным, продиктованным стремлением руководителей музея М.С. Сергеева и Д.Д. Иванова сохранить экспонаты, акцентируя внимание не на их исторической значимости, а лишь на мастерстве их исполнения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности:

Патриарший (Алексеевский) мост

News image

Самый новый мост на нашем маршруте. Он был открыт в 2004 году, и в его создании как художник принял участие всеми любимый Зураб Церетели. Но интерес...

Львиные ворота

News image

В Московском Кремле у Потешного дворца есть Львиные ворота. Следует сказать, что это акварельная реконструкция примерно середины девятнадцатого века. ...

Москва-река: речные прогулки и круизы

News image

Погулять по удивительной реке на уютном теплоходе это настоящее удовольствие, от которого никто не сможет отказаться. Представьте, как вы поднима...

Истории музеев:

Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)

Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Пе...

Резиденция русских царей и патриархов (XVI век)

В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его пра...

Авторизация



Погода